фото 60-х годов
В это время я был в Праге. Местные газеты покупал нерегулярно, поэтому о смерти Ренчина
узнал на следующий день, когда зашел в Дворец книг на Вацловаке, где на стенде новинок
обнаружил небольшую выкладку его книг и сообщение о печальном событии.
Многие газеты напомнили, что малолетний Ренчин пережил бомбардировку Дрездена, куда мать
перебралась из Западной Чехии, опасаясь приближающегося фронта и, думая, что тут будет
спокойнее. Семья Ренчиных была смешанной, после войны деду и бабке, судетским немцам,
путь обратно был закрыт, а мать, поскольку ее муж был чехом, смогла вернуться в Чехословакию
с двумя сыновьями, Владимиром и Йозефом.
Поначалу у Владимира были проблемы с языком, но к 1947 году, когда семья переехала в Градец
Кралове, он уже полностью перешел на чешский. В Градце окончил среднюю школу, затем
экономическое училище, после службы в армии пробовал себя на журналистском поприще,
работал редактором, фотографом, рекламным агентом, оформителем, но в итоге стал карикатуристом,
которой издавна увлекался, и, дебютировав в 18 лет, посвятил ей без малого 55 лет, опубликовав
тысячи рисунков в отечественной и заграничной периодике. У плодовитого автора со временем
образовался огромный архив, который стал его тяготить настолько, что он от него однажды избавился.
Что он сделал с ним конкретно, я не знаю, но радикальный этот поступок меня впечатлил.
Человек он был, похоже, непростой, довольно закрытый, предпочитал дом и близость к природе,
любил читать и рыбачить. В семидесятые оказался под колпаком у госбезопасности и на три года,
с 1974 по 1977, был лишен права публиковаться. В 1982 году в Староместской ратуше состоялась
его знаменитая выставка, которую посетили 140 тысяч человек. Я там был в августе и был потрясен
нескончаемой очередью на выставку, которая функционировала несколько месяцев и, говорят,
была волевым решением закрыта в связи с смертью Брежнева. На волне успеха выставки (как мне
представляется) в 1986 вышла увесистая книга рисунков "Полеты и падения" тиражом 157 тысяч
экземпляров. (Это была третья книга, вышедшая в ЧССР, сейчас библиография его книг насчитывает
30 названий).
Ренчин был самоучкой и образцами, на которых он равнялся были французы Сине, Боск, Шаваль
и прежде всего Семпе, из соотечественников он ценил Йозефа Ладу, Антонина Пельца и на три
года старшего, чем он, Владимира Иранека. В шестидесятые он входил в группу передовых
карикатуристов Полилегран, название по образцу Полиэкран - знаменитого сценографического
эксперимента в чехословацком павильоне на Всемирной выставке в Брюсселе (здесь корень
"легран" возможно от слова леграце - шутка, забава). В новое время Ренчин оказался весьма
востребован, публиковался практически ежедневно в "Лидовых новинах", "МФ днес" и "Право"
и только болезнь два года назад освободила от, как кажется, непосильной ноши поденного
творчества, которую он нес легко и непринужденно.
- Добрый день, уважаемый, исследуем чувство юмора наших граждан...
- Современный мир так ужасно сложен, что я в нем ориентируюсь разве что после трех литров.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.
Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.