Страница 1 из 2

История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Пн апр 09, 2012 11:29 am
Andrey Feldshteyn
Изображение

В своей статье Галина Аккерман дает краткий обзор рождения и развития карикатуры в Европе.

http://www.rfi.fr/acturu/articles/103/article_865.asp

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Пн апр 09, 2012 10:04 pm
Andrey Feldshteyn
Изображение
Карикатура времен дела Дрейфуса: «Из гроба доносятся беспокойные звуки.
Военный министр: - Вы чего-то желаете, господин Дрейфус?».
Из коллекции Музея живой истории, г. Монтрей.
© Musée de l'Histoire vivante - Montreui

Галина Аккерман о французской карикатуре 20-го века:
http://www.rfi.fr/acturu/articles/104/article_990.asp

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2012 1:03 am
zlatkovsky
Статья поверхностная и многое не объясняет.
Ну, например: непонятно за что был закрыт Харакири.
Т.е.-да, за "одного погибшего в Коломбо".
Но ни слова о том, что в кафе "Коломбо"
в эти же дни во время пожара сгорели 39 человек.(точную цифру уже не помню).
Тут была находка редакции Харакири - родная деревня де Голля и парижское кафе.
Харакири закрыли, но редакция в память о Генерале переименовала журнал в Шарли Хебдо.
---
Странный пассаж о Планту...
О его нежелании жесткой сатиры.
Все как раз наоборот. У него часто бывают неприятности от министров за его злые рис.

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2012 3:32 am
Юрий Акопян
За неделю до смерти 9 ноября 1970 года генерала де Голля в Коломбэ (северо-восток Франции) 1 ноября в канун Праздника всех святых сгорела дискотека в Сен-Лоран-дю-Поне (юго-восток Франции), где погибли 146 человек (60 раненых).
Но само собой через неделю все внимание страны переключилось на смерть в Коломбэ.
Журнал "Л`эбдо хара-кири" (L'hebdo hara-kiri) откликнулся на это событие строгой обложкой без рисунка, на которой была только надпись: "Трагический бал в Коломбэ - один мертв".
После чего министр внутренних дел Раймон Марселлен своим приказом закрывает журнал.
Команда издания во главе с редактором Каванна (ой?) решает не сдаваться и тут же основывает новый журнал: "Шарли-эбдо" (Charlie Hebdo).
Название нового журнала Каванна модифицирует из названия журнала "Шарли менсуэль" (Charlie Mensuel), который он сам создал и редактировал и который прекратил свое существование в 1969 году, то есть "Шарли ежемесячный" был превращен в "Шарли еженедельного".
Официально название журнала происходит от имени героя комиксов Шульца "Орешки" Чарльза Брауна. Кстати, переводчиком комиксов на французский был сам Каванна.
Все, конечно поняли, что официальное толкование названия нового журнала было отмазкой, ибо на этот раз Шарль был очевидно другой - эдакая издевательски мерцающая фига сквозь имя американского комиксового пацана.

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2012 3:49 am
zlatkovsky
Молодец, Юра,
Вот что-такое я слышал, но, как всегда, не был так точен.

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2012 4:19 am
Юрий Акопян
Изображение

Тот самый номер "Хара-кири"


Изображение

Франсуа Каванна, Жорж Волински и Кабю на кинофестивале в Каннах 17 мая 2008 года.

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2012 4:25 am
zlatkovsky
У моей Марины есть несколько оригиналов Волинского,
спец. нарисованных для нее.
Во!
Как!

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2012 9:04 am
Sergei Tunin
Круто!!!!

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2012 10:11 am
Andrey Feldshteyn
Господа, спасибо за любопытную историю! Ничего о ней не слышал.

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2012 11:35 am
Юрий Акопян
Всю жизнь боролся с цензурой Сине.
После того как его выперли из "Экспресса", он основал в декабре 1962 года журнал Siné massacre ("Сине-мочилово"),

Изображение

где главными его мишенями стали генерал де Голль, армия, полиция, религия, колониальная политика, что повлекло за собой череду судебных исков, так что через девять номеров журнал прекратил свое существование.
Четвертый номер журнала (см. картинку) был посвящен свободе прессы с чересчур для того времени оптимистичной обложкой.
Уже в наше время Сине повторил подобный финт ушами. После скандала в связи с реакцией карикатуриста на религиозные метания сыночка Саркози, вынудившего художника уйти из пополиткорректневшего "Шарли-эбдо", он создает еще один журнал (а также блог) своего имени Siné Hebdo, редактором которого стала его жена Катрин Сине, где продолжает свою борьбу за право быть неполиткорректным, то есть быть таким, каким он был всегда. Символом нового этапа борьбы стал гордо поднятый средний палец.

Изображение

Журнал выходил с августа 2008 г. по апрель 2010 и угас в связи с финансовыми трудностями. Правда через полтора года в сентябре 2011-го был возрожден, но уже в месячной периодичности (Siné Mensuel ) с тиражом в 50 000 экземпляров.

_________________________

Что касается Плантю, то действительно у него были нелады с власть имущими, в частности, на него наезжал Саркози (не хватило знания языка, чтобы разобраться в сути проблемы).
Плантю участвовал в борьбе с новоявленной исламской цензурой. Вот его рисунок 2006 года в Le Monde.

Изображение

- Я не должен рисовать, я не должен рисовать, я не должен рисовать ... Мухаммеда.


А это рисунок Кабю за 2007 год в Charlie Hebdo, после того как там были перепечатаны датские мухаммед-карикатуры.

Изображение

- Требуем прикрыть "Шарли-эбдо"!

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2012 1:15 pm
Sergei Tunin
Очень симпатична позиция этих ребят.
С Жаном Плантю мы вместе гуляли по Ирану...

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2012 3:33 pm
Юрий Акопян
Sergei Tunin писал(а):Очень симпатична позиция этих ребят.

Это главное.

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Вт апр 10, 2012 10:36 pm
Sergei Tunin
Тогда Плантю жаловался, что
многие его рисунки отвергает
редакция, хотя он пережил уже
около десятка главных редакторов
родного ему Лемонда.
Все же кое-что проскакивает...

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Ср апр 11, 2012 3:58 am
Юрий Акопян
При этом у него, наверное, контракт, и он не может не прошедшее продать налево.
При этом он не может также уйти и создать, подобно анархисту Сине, свой журнал, поскольку он лишится сложного многопланового контекста, который создает "Ле монд" и откликом на который являются карикатуры Плантю.
Любопытно как предварительная цензура никуда не девается, а лишь, трансформируясь, меняет обличия. Вернее меняет субъекта, инстанцию - теперь это сама пресса с ее "ответственностью перед", корпорация с ее "духом", моральное большинство с его дубиной политкорректности итд.
Так что победа над цензурой всегда временна и у свободолюбивого Сине всегда будет конкретный враг. Главное, чтобы Сине не переводились.

Re: История карикатуры неотделима от истории цензуры

СообщениеДобавлено: Ср апр 11, 2012 4:23 am
zlatkovsky
Юра абсол. прав по поводу "включения в контекст газеты и корпорации".
Более того, специально для Планту корпорация создана организацию "карикатура за мир", где около 10 сотрудников в штате и сам Жан-Президент.
См. http://www.cartooningforpeace.org/

Организация с бюджетом, позволящим проводить весьма дорогостоящие конференции, выставки, и т.д.,
с приглашением 10-30-50 художников.
Как я понял давно - цель организации Получение Мондом и Планту Нобелевки за мир.
И получат!

Такое Сине и не снилось. А. впрочем, вероятно, и не надо.

(RANAN LURIE пытался в 70-80 гг. получить Нобелевку раза три,
заручаясь поддержкой всех Президентом и короелй, которых рисовал.
Но не получилось)