Юрий Акопян » Вт мар 06, 2007 1:09 pm
Куликова и Каллахана, упомянутых Виктором, я не знаю (хотя м.б. просто не помню). Мрожека, естественно, знаю. Любимый мной его рисунок: "Встретились структурализм и сюрреализм" - скелет и голова на ножках соответственно.
Из этой оперы - рисунки чешского то ли певца-поэта, то ли театрального деятеля (в любом случае что-то из мира сцены) Ивана Младека. Само рисование - вариация заборного примитива, довольно выразительного. Двое смотрят в колодец и один говорит: "Погиб, потому что только и умел что порхать по жизни, как бабочка." Страшно понравилось. Какое-то кино для воображения; так и представляешь, что нечаянно упал в сруб колодца, беззаботно порхая и биясь о его стенки до смерти.
Младек опубликовал с дюжины таких рисунков, а потом перестал, сказав, что это дело профессионалов, а не таких любителей, как он. А жаль.
Итак, до чего я договорился? Ага, до того, что поставил под сомнение неповторимость мыслительного процесса карикатуристов. А что вы хотели? Вы же запретили мне доставать Виктора мытьем, приходится это делать катанием.
Однако не буду пока затрагивать эту сложную и каверзную тему.
Затрону другое.
Была уже речь о свободном рисовании, не связанном с изучением нпрм анатомии при изображении человека, а также о генезисе его и о том что профессиональное освоение такого рисования связывают с именем Родольфа Топфера.
(Замечаеие на полях. Собственно такой рисунок существовал испокон веков, нпрм рисунки на полях средневековых рукописных книг авторства анонимных переписчиков. То есть я хочу сказать, что речь не просто о "почеркушках", а, хотя и маргинальном, но факте искусства, это то, что сделано не для себя, а в расчете на зрителя, читателя книги и это не своевольный акт, а, как правило, легитимное украшение страницы, но сделанное по своему усмотрению, разумению и умению.)
Рисунки doodle постепенно стали завоевывать право на существование - Каран д`Аш, Вильгельм Буш итд. Нередко это были гибридные образования в силу традиций. В ХХ-м веке он стал радикальнее и распространеннее, появились его стилистические ветви и, что важно, прибегать к нему стали статусные художники, увидев в нем богатые выразительные возможности.
Такой, нпрм, замечательный румынский график и карикатурист, как Бенедикт Гэнеску. (У румын еще помню своеобразного Михая Боаке)
Сюда же, наверное, и Ралфа Стедмана, его подражателя Анджея Дудзинского... Остерегаюсь давать много примеров, потому что часто не знаю, кто художник по профессии, а кто по наитию-призванию, хотя тут можно идти по линии чисто пластического эксперимента.
Да, Стейнберг, конечно, который профессионально учился рисованию.
Классический рисунок doodle в постстейнберговскую эпоху (Семпе, Дж. Буф, У. Стейг и масса других) безусловно имеет эстетическую ценность. То что многие понимают этот стиль как свободу от обучения и как право на любую графическую беспомощную халтуру - это подлог или самообман. Юлиан Богданович говорил, что в этом виноват Стейнберг. Я, возражая ему, почему-то не сказал, а почему ты, так непримиримо относясь к этому, сам рисуешь в этой графической традиции?
(Кстати, мемуарный реплика, по поводу эстетики свободного рисования и его профессионального освоения. Владимир Йиранек, посмотрев мои рисунки, сказал: "Юра, никогда не рисуй того, что не умеешь рисовать."
Кому-то этот совет может показаться банальным, кому-то парадоксальным, но для меня он профессионально точен и прагматичен. Ведь только так ты сможешь обрести органичность, цельность и выразительность. Не выдумывай себя, а будь самим собой.
Историческая правда требует отметить, что и Златковский меня в таком же духе наставлял, буквально лекцию прочел. Жаль, что так и не воспользовался.)
Продолжение следует.