Почему карикатуры оскорбляют стольких россиян?

Карикатура как вид изобразительного искусства. Обсуждение стилей, художников, история жанра, критика, будущее карикатуры.

Модераторы: Administrator, Andrey Feldshteyn, Василий Александров

Почему карикатуры оскорбляют стольких россиян?

Сообщение Andrey Feldshteyn » Чт май 11, 2017 6:18 pm

А.Ф.: статья 2016-го года, но на мой взгляд не устаревшая.

Изображение

БиБиСи:

Почему карикатуры оскорбляют стольких россиян?

Карикатуристы различных изданий объясняли смысл своих работ именно так: карикатура не всегда
должна быть сатирой именно над тем, что на ней изображено.
Еще в военное время советское трио карикатуристов под псевдонимом Кукрыниксы рисовало
погибших детей с окровавленной одеждой.
На взрывы в московском метро в 2010 году несколько изданий отозвалось карикатурами,
среди них - и южнокорейская Korea Times, индонезийская Jakarta Post и бельгийский журнал Knack.
Русская служба Би-би-си попыталась выяснить, с чем связана готовность некоторой части российского
общества воспринимать карикатуры как оскорбление.

Елена Петровская, старший научный сотрудник Института философии РАН, лауреат Премии Андрея Белого:

Не все карикатуры вызывают нейтральные чувства. Конечно, карикатуры - это род высказывания, но тут слово
"карикатуры" - неправильно употребляемое; это скорее как в английском cartoon - картинка, такое высказывание
на злобу дня.
Естественно, в нем присутствует определенный тон, и его часто можно воспринять как иронию, что, кстати говоря,
и задевает, поскольку карикатуры воспринимаются в основном иронически. Хотя часто это не столько ирония,
сколько род возмущения и неприятия.
Должна сказать, что некоторые карикатуры бывают сделаны в дурном вкусе. У меня, например, одна из карикатур
Charlie Hebdo - не по недавним событиям - вызвала некоторое недоумение.

Но я бы не стала относиться к этому жанру с таким драматизмом, потому что сейчас очень много такого рода визуальной
продукции, которую можно условно назвать комиксом. Это и рисованные романы, которые повествуют об очень тяжелых
событиях - о холокосте, или о пребывании в лагере [речь о графическом романе Арта Шпигельмана "Маус", который
в прошлом году изымали из книжных магазинов Москвы]. Ничего особенного в таком типе высказывания самом по себе нет.
Я думаю, что наши люди реагируют так потому, что у нас нет привычки к такого рода изображениям и высказываниям.
Однако каждый раз нужно смотреть конкретно, как это сделано, потому что в самом изображении может быть бестактность,
или отсутствие чуткости к истории, которая там рассказывается. Но это уже отдельный разговор.

Сергей Ёлкин, карикатурист:

В Европе своя традиция сложившаяся и культура, а у нас она отличается. Всё что не нравится, будет восприниматься
как насмешка и что-то неправильное.
Есть такая нетерпимость к любой информации, которая неудобна и не нравится.
В Чечне свой менталитет и культура, они так это воспринимают. Сейчас глобализация - сталкиваются культурные векторы,
западные с восточными, и получаются такие вот завихрения.

Виталий Куренной, заведующий отделением культурологии Высшей школы экономики:

Я бы не сказал, что это какая-то аномальная реакция. В какой-то момент у нас карикатуры превратились
в генератор медиасобытий. Собственно, то что мы сейчас об этом говорим, является комментарием
события исключительно медийного.
Повестка дня у нас в каком-то сегменте немножко ложная - это не в порядке критики, а в порядке факта.
Происходит какое-то медийное событие, выходит карикатурный журнал, а дальше наши медиа начинают
закручивать вокруг этого историю, что вызывает дополнительный резонанс.

Не думаю, что есть особая чувствительность российской публики к карикатурам, но совершенно
точно есть особая чувствительность наших медиа: то есть, это события, которые возбуждают сами себя.
Это, в свою очередь, определенным образом фокусирует общественное мнение и становится темой для разговора.
В значительной степени это вопрос склада национальной культуры. В Соединенных Штатах историками
культуры серьезно обсуждался вопрос допустимости изображения холокоста в комиксе [как в вышеупомянутом
графическом романе Шпигельмана]. Есть в этом смысле культуры, где пристойные нормы более широкие.
У нас она менее широкая, но отнюдь не девственно-невинная.
Эта реакция - все же эффект медиа, а не какой-то нашей специфической девственности восприятия карикатурной культуры.

Текст полностью:
http://www.bbc.com/russian/society/2016 ... mic_strips
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 10979
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Вернуться в Искусство карикатуры

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2