Вернемся к нашим фараонам.
Я провел небольшое исследование, посетил сайт
Британского музея и прочитал несколько относящихся к делу
статей. Излагаю сегодняшнее состояние вопроса.
Папирус с этим рисунком сейчас относят к 20-й династи
(1186-1069 до Р.Х.), картинку датируют примерно
1100 годом до Р.Х. Ни в одном документе я не встретил
указания, что изображен именно Рамзес III (1184 - 1153 до Р.Х.)
Главным аргументом против подобного аттрибутирования,
мне кажется, служит факт, что рисунок является лишь
фрагментом большего изображения, заполненного самыми
разнообразными животнными. Сцена показывает зверей,
ведущих себя вопреки их естественным инстинктам: кот пасет
стадо гусей, пара волков выгуливают коз на пастбище, лев играет
в настольные игры с газелью, а другой лев укладывает антилопу
на ложе(?). Предположить, что из всей толпы животных избранная
пара вдруг будет олицетворять именно Рамзеса и его несчастную
жертву действительно тяжело.
(Сайт Британского Музея.)
(Турин)
Надо сказать, что лев с самим фараоном у египтян никогда не ассоциировался, так что вообще
непонятно, откуда эта идея взялась. Львы по традиции считалисьо охранителями горизонта, сторожившими
западный и восточный входы в Подземное Царство (отсюда их связь с солнцем Ра.)
Мне думается, что автор, кто первый увязал изображение льва
с Рамзесом III был ограничен в возможностях, не видел всей
массы артефактов, и скорее всего имел перед собою просто
опубликованный в книжке фрагмент папируса. Отсюда и его
чрезмерное внимание к одиночной картинке.
(Михаил говорит, что это был Шанфлери - 140 лет назад)
Привязка же льва к фараону могла произойти вполне автоматически,
поскольку в 19-м веке лев дейтвительно был распространеннейшим
символом королевской власти.
Так что же все-таки изображено на нашем папирусе? William A. Ward,
профессор Института античной истории в Бейруте считал (1968), что
это иллюстрации к распространенным тогда басням и коротким
назидательным рассказам. Хотя сам же признавал, что история
не сохранила ни одной такой сказки-притчи.
Поздние исследователи полагают, что звери на рисунках
просто пародируют человеческое поведение, и не являются
сатирами на какие-либо социальные группы или иллюстрациями к басням.
(Сайт Британского Музея.)
Припоминаете собственный восторг, когда читали:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле...Возможно, что и древние египтяне испытывали сходные чувства 3000 лет назад.
Что еще удивительно на этих папирусах, так это извечная игра в "кошки-мышки",
зародившаяся в Египте и дошедшая до наших времен в форме приключений
Микки Мауса или Тома и Джерри. Тема, отразившаяся как в русских лубках,
так и в старинных китайских рисунках:
Свадьба мыши. Китайская гравюра 19-го века
Интересна сценка, изображенная на двух разных глиняных черепках- остраконах:
на одном - фараон, сидя в традиционной колеснице
направляет свою армию на осаду вражеской крепости, а на другом -
композиция повторяется до малейших деталей, только в роли фараона -
мышь в коляске, запряженной двумя собаками. Ее мышиное войско атакует
город, окруженный высокой стеной, из-за которой выглядывают
кошки-защитницы. (Описание William A. Ward). Видимо в таком контексте
иронизировать над фараоном было можно (и то, мышь в таких рисунках
всегда повелитель и положительный герой.)
На других остраконах мы видим мышь, которой прислуживает кошка,
кошку, пригоняюшую мальчика в магистрат,
и даже няню кошку, убаюкивающую мышонка-младенца.
(Бруклинский музей)
(Институт Востока при Университете Чикаго)
Среди египетских папирусов можно найти множество юмористических
рисунков, где герои не звери, а самые обычные люди, но я не буду
отнимать ваше время, все можно найти в прилагаемых ссылках.
Пора наконец сказать о действительно первой карикатуре, о которой
тут невзначай обмолвился Юрий.
На стене храма великой царицы Хатшепсут (Hatshepsut) в местечке Deir el-Bahari
изображены царь и царица земли Punt, встречающие египетскую делегацию.
Царица на барельефе, как несложно заметить, обладает просто чудовищными
формами. И словно в насмешку на соседней стене изображен малюсенький ослик,
надпись над которым гласит: это осел для перевозки жены царя...
Возраст барельефа датируют где-то между 1479 и 1458 до Р.Х., что делает его лет
на 350 старше папируса 20-й династии..
Итак, резюме: рисунок со львом и газелью - по-видимому одна из первых карикатур,
нарисованных на папирусе. Она не изображает каких-то конкретных лиц,
не является она и концептуальной работой, полной скрытых символов и намеков.
Картинка содержит самый, что ни на есть житейский юмор типа "Смотрите-ка, лев
вместо того, чтобы антилопой полакомиться в шашки с ней играет..."
В самом широком смысле это и есть карикатура в ее старинном понимании.
Ну а каменная красавица - царица земли Punt, первое известное нам сатирическое
изображение реального исторического лица. Можно сказать - первый шарж.
Уверен, что если кто покопается в материалах посерьезнее, откроет что-нибудь принципиально новое. Буду очень рад.
Ну а теперь заслуженный бонус для тех, у кого хватило мужества дочитать до конца: египтяне оказывается
изобрели еще и эротическую карикатуру:
Папирус относят к Новому Царству (1552 — 1069 до н. э)
http://www.thebritishmuseum.ac.uk/explo ... pyrus.aspxhttp://www.brooklynmuseum.org/collectio ... 37.51E.phphttp://www.britannica.com/eb/art-6796/L ... bringing-ahttp://nefertiti.iwebland.com/partytime/turin1.htmhttp://touregypt.net/featurestories/lions.htmhttp://www.saudiaramcoworld.com/issue/1 ... .tombs.htmhttp://www2.sis.gov.eg/Functions/S_Prin ... 0005&lg=Enhttp://www.ancient-egypt.org/index.html (Punt)