Бум политической карикатуры в Турции

Карикатура как вид изобразительного искусства. Обсуждение стилей, художников, история жанра, критика, будущее карикатуры.

Модераторы: Andrey Feldshteyn, Administrator

Бум политической карикатуры в Турции

Сообщение Andrey Feldshteyn » Пт янв 11, 2008 12:02 pm

Радио Свобода сделало интересную передачу о современной карикатуре в Турции:

Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Солнцева .


Дмитрий Морозов : В Стамбуле недавно прошла выставка художников-карикатуристов, которую посетили около пятидесяти тысяч человек, что для Турции - своеобразный рекорд. Что представляет собой турецкая политическая карикатура, какие образы используют художники, и над чем смеются современные турки, когда речь заходит о политике? Рассказывает корреспондент Р адио С вобода в Стамбуле Елена Солнцева.


Елена Солнцева : Карикатурой в Турции увлекаются практически все. Клубы любителей карикатур открываются в колледжах и университетах, проходят выставки карикатуристов-любителей, ученики начальных классов и те посещают уроки карикатур. Ученица третьего класса Ясемин:


Ясемин : Мы учимся рисовать карикатуры. Учитель говорит, что надо наблюдать за человеком и подмечать его недостатки. Например, мой сосед по парте - Ахмет. Он постоянно ест и не моет руки! Я изобразила его с толстым животом… Еще я очень люблю читать карикатурные комиксы. Самый любимый - про такую милую куриную семейку Сизинкилер, ее придумал художник Салих Мемеджан. Главные герои – желтенькая ленивая курочка по имени Лимон, ее друг Зейтын, черный цыпленок и Читчит, хозяйственная мама-курица, которая вечно следит за своим мужем Бабишко. Он всегда все забывает, любит поесть и полежать на диване.


Елена Солнцева : Среди карикатуристов особо популярен ишак Ходжи Насреддина, превращенный в некий архетип. Он символизирует терпеливого, добродушного, трудолюбивого сельчанина, который не блещет умом, но может быть хорошим другом. Ишак восседает в кресле босса крупной финансовой компании, в магазине женской одежды в роли мужа терпеливо ожидает возле примерочной с ворохом платьев в руках свою жену, он же выступает с речью в парламенте… Художник-карикатурист Доган Гюнеш:


Доган Гюнеш : Каждое новое поколение карикатуристов считает своим долгом эксплуатировать образ осла. Часто подчеркивают его уши, означающие корыстолюбивую натуру. Некоторые изображают толстый зад, чтобы показать, как медленно перемещаются с место на место погрязшие в коррупции чиновники. Власти довольно снисходительно относятся к ишакам .


Елена Солнцева : Галерея изображений осла заняла достойное место в Музее турецких карикатур, который открыли в конце семидесятых по инициативе стамбульского муниципалитета. Самые первые работы, сороковых годов, посвящены неувядающей теме взаимоотношений Востока и Запада. Пародии на слишком чопорных англичан, пунктуальных немцев и любвеобильных скуповатых французов напоминают советские карикатуры «про загнивающий Запад». Художник-карикатурист Муса Карт:


Муса Карт : Карикатурой трудно заработать - это образ жизни, образ мыслей, болезнь, с которой человек не может справиться! Как только я начинаю хандрить, сразу же беру обычную перьевую ручку, баночку с тушью и рисую забавные сюжеты на бумаге. В середине девяностых несколько турецких карикатуристов собрались вместе и организовали журнал «Пингвин». Это произошло здесь, у меня в квартире.


Елена Солнцева : Юмористический журнал «Пингвин» пользуется в Турции приблизительно такой же славой, что и «Крокодил» в Советском Союзе. Серая шершавая обложка, мелкие рисунки, довольно низкого качества печать не влияют на уровень продаж. В Германии, например, где живет самая многочисленная в Европе турецкая община, журнал можно приобрести по подписке за восемьдесят евро в год. Турки с восторгом реагируют на шутки о приехавших в Стамбул на заработки диковатых сельских жителях, похотливых ловеласах, о сумасшедших футбольных болельщиках. Вот рисунок, где папа Карло с квадратной головой вытесывает из бревна Пиноккио с такой же квадратной головой, и подпись «Мы вытесываем из наших детей себе подобных».

Журнал не раз закрывали из-за политической сатиры, в последний раз в марте прошлого года. На обложке журнала главный редактор Муса Карт изобразил действующий кабинет – всех министров в образе зверей, а в центре премьера Реджепа Эрдогана с головой кошки, которую считают в Турции самым лживым животным. Эрдоган подал в суд, грозил разогнать карикатуристов, однако они выиграли процесс. Автор карикатур, редактор журнала «Пингвин» Муса Карт:


Муса Карт : Глава правительства требовал от журнала около тридцати тысяч долларов компенсации за публичное оскорбление. В ходе следствия многие турецкие художники предоставили подобные рисунки, на которых разные политики были изображены в виде животных, благодаря чему суд изменил вердикт. Однако в целом в Турции карикатуристам приходится довольно туго.


Елена Солнцева : Сейчас в Турции разгорается очередной «рисовальный» скандал из-за публикации в центральной газете «Миллиет» комиксов о приключениях нескольких дворовых псов. Религиозные чувства верующих оскорбил тот факт, что героям-собакам присвоены имена исламских пророков и героев. Особую ярость вызвало имя главного героя, бездомного хромого пса по имени Мехмет – так звучит по-турецки имя мусульманского пророка. Возле здания редакции несколько общественных и религиозных организаций провели серию митингов, потребовали зарыть газету, а рисовальщиков отправить на скамью подсудимых.


http://www.svobodanews.ru/Transcript/20 ... 46960.html
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12276
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Вернуться в Искусство карикатуры

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6