Виктор Богорад » Сб фев 14, 2009 2:22 pm
LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS
KARINE GRETH
Продолжение 13
ИЛЛЮЗИИ И РАЗОЧАРОВАНИЯ
Чтобы понять, как развивалась в пост-советской России карикатура, нужно вспомнить
некоторые факты. С 1992 года основной ценностью нового общества становятся деньги.
Экономика превалирует во всех сферах жизни общества. Проблема заключается в том,
что все болячки Советского Союза вдруг одновременно выплывают наружу, подобно открывшимся старым ранам.
С 1986 года уже выжатая экономика переживает невероятный спад. К 1990 году экономические показатели
уходят в минус, и тогда начинается гиперинфляция, сопровождающаяся массовыми забастовками шахтеров.
В политическом плане никакие механизмы тоже уже не работают — 80% бюджета раньше уходило на оборону.
Михаил Златковский убежден, что кризис возник из-за огромного бюджетного дефицита возникшего в СССР
в конце 80-х, когда советские военные собирались ответить на очередной виток гонки вооружений,
теперь уже в космосе.
Борис Ельцин новый руководитель новой России принимает первые меры: он высвобождает цены
в январе 1992 года и увеличивает зарплаты, что вовсе не решает проблемы, так как повышение зарплат
даже в три — четыре раза не позволяет догнать галопирующую инфляцию. Заграничные товары
и продукты питания появляются в общей торговой сети (раньше их можно было купить только
в специализированных магазинах для иностранцев за валюту),
но они в основном стоят невероятно дорого.
Либерализация цен и инфляция приводят к такому обнищанию масс, что кое-где вводятся продовольственные
карточки как во время войны.
В общем и целом приватизация жилья и средств производства была проведена бездумно.
Страна резко переходит от всеобщей государственной собственности к всеобщей частной, в результате
чего возникают два диаметрально противоположных класса — новые богатые и новые бедные.
В 1993 году все сбережения граждан (400 млрд. рублей) полностью обесцениваются.
На руки каждому выдаются специальные чеки ваучеры номиналом, как обещали идеологи, в стоимость
10 автомобилей, но на деле — всего одного кг мяса.
Вся собственность оказывается в руках у криминала и высших чиновников.
Обнищание страны смена собственности порождает нового врага в глазах народа —
так называемых новых русских.
Атмосфера 1992-93 годов характеризуется небывалым расцветом коррупции на всех уровнях,
возникновением мафии, исчезновением из оборота копейки, появлением на улицах
многочисленных нищих, безработицы, проституции, разгула преступности, насилия, наркомании и т д.
В общем, возникла ситуация разочарования граждан в перестройке и возникновению ностальгии
по советскому прошлому. Большинство людей были враждебны реформам шоковой терапии
с бесконечными обещаниями скорого улучшения, они хотели прежней стабильности уверенности
в завтрашнем дне — пусть жизнь улучшается постепенно, очень постепенно, но зато наверняка.
Карикатура 1992-93 гг. полна обвинениями в адрес власти, призванной заботится о народе,
и освободить его от всякого угнетения. Социализм умер, хорошо, но государственные структуры
остаются нетронутыми, большинство политических деятелей становятся аппаратчиками,
пользующимися ситуацией для личного обогащения.
Хоть официально цензура отменена и можно кричать на каждом углу, однако чисто политическая
карикатура попадается довольно редко. Рисунки остаются политкорректными — очереди, инфляция,
пенсионеры просящие милостыню... Практически никто не говорит о самих причинах сложившейся обстановки.
Видимо кризис настолько больно ударил по людям, что перестали отражать реальность
и у авторов и редакторов возник какой-то внутренний барьер, не позволяющий копнуть тему глубже.
Впрочем, карикатурные изображения М.Горбачева и Б.Ельцина никуда не делись, но они не настолько
саркастичны, как можно было бы предположить. Диссидентская сатира советской эпохи была куда более колкой.
Кроме того,1993 год был не очень хорошим для прессы. Во-первых, в условиях полного
социального хаоса и жесточайшего экономического кризиса многие издания просто прекратили
свое существование, а те кому удалось удержаться были вынуждены сократить количество полос
и прежде всего тех, где обычно публиковались рисунки. А во- вторых издатели оказались под давлением
руководителей местных органов власти, заметно расширивших свои полномочия. Изданиям ясно дали понять,
что лояльность — залог их экономической выживаемости и те предпочли обойтись без острой
политической карикатуры. Основным персонажем политического рисунка стал тогда абстрактный
Иван Иваныч, ничем внешне не напоминавший реальных политиков, или Петрович — самый знаменитый
из них вышедший из-под пера известного карикатуриста газеты «Коммерсант» Андрея Бильжо.
И наконец, нашествие на рынок некогда запрещенной литературы и либеральной прессы сыграли
не на руку политической карикатуре, которая раньше являлась единственной возможностью
завуалировано высказать свои мысли. Свободный доступ ко всему что было когда-то запрещено:
мыльным операм, зарубежным ситкомам, порнографическим журналам, западной прессе,
взорвал общество, считавшееся когда-то обществом нон-конформистов отражавшееся
только в художественных и литературных самиздатах.
Штурм Белого дома в Москве в октябре 1993 года и принятие новой конституции открыли
следующую эпоху — режим избрал теперь новый способ эксплуатации: рабочим надолго
задерживали зарплату. И так продолжалось до самого кризиса 1998 года, до быстрого обвала рубля.
В 1993-94 годах в области политической карикатуры продолжает наблюдаться относительное затишье,
однако с началом событий в Чечне и все возрастающими трудностями населения: задержками зарплат
и инфляции, власть начинает понимать - народу необходима отдушина в виде свежего юмора.
И популистская пропаганда принимает на вооружение
политическую карикатуру. Сатирический рисунок вновь появляется в прессе в достаточном объеме,
однако, он остается достаточно общим - персоналии опять обходятся стороной.
Единственным исключением стала телевизионная программа «Куклы»,
выходящая на НТВ и пародирующая реальных политиков.
Выборы 1996 года и переизбрание Ельцина на пост президента, конечно же, были отражены
в карикатуре, но опять — очень общо. Сам Ельцин был изображен на карикатурах скорее с симпатией,
а два другие кандидата полностью терялись в его тени.
Период с 1996 по 1998 гг. можно считать спокойным. На карикатуристов более не давят,
но те полностью уходят в темы быта и повседневной жизни, иллюстрируя настроения
простого человека, дефекты административной системы, экономику натурального обмена
(рабочие часто получали зарплату продукцией), или еще — деноминацию рубля
(1000 рублей становилась 1 рублем), то есть карикатура следовала приоритетам большинства
простых людей — найти способ выжить.
Продолжение следует.