LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESEN

Карикатура как вид изобразительного искусства. Обсуждение стилей, художников, история жанра, критика, будущее карикатуры.

Модераторы: Andrey Feldshteyn, Administrator

Сообщение Андрей Рыжов » Сб дек 27, 2008 2:07 pm

0,1$
Андрей Рыжов
 

Сообщение митя » Сб дек 27, 2008 2:48 pm

Sergei Tunin писал(а):Этот привет никуда не дойдёт...

Ну вдруг ещё забредёт один раз сюда?
митя
 
Сообщения: 1629
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2007 4:47 am
Откуда: пермь

Сообщение Виктор Богорад » Ср фев 11, 2009 7:34 pm

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH

Продолжение 11


80-Е — НОВЫЕ СИМВОЛЫ, НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ


С 1965 года с избранием Брежнева на пост генерального секретаря мышление советского человека,
да и обстановка в стране уже другие. Коррупция набирает обороты и становится более откровенной,
чем при Хрущеве, когда она сводилась к подаркам и некоторым привилегиям. Карикатура тоже
становится более острой. В конце 70-х происходит перелом в истории газетного рисунка.
Языки развязываются, страх постепенно начинает исчезать. Фильм «Ирония судьбы или
с легким паром», снятый в 1975 предваряется анимационным вступлением, где в карикатурной
форме показывается абсурдность проектных разработок, по которым строятся абсолютно одинаковые дома.
Эта анимационная карикатура выглядела совершенно революционной.
Конечно, режим остается репрессивным и все изъясняются на эзоповом языке, но сам страх
за последствия вызванные неосторожным словом или поступком уже уходит. Эпоха перестройки с ее
тотальной свободой слова уже не за горами, и в 1980 году начинается десятилетие, в течение которого
карикатура становится все более и более колкой. Однако вплоть до 1985 года ни администрация Брежнева,
ни администрация Андропова не готовы принять острую критику в свой адрес.
Конечно, многие карикатуристы и М. Златковский в том числе, часто попадали в поле зрения КГБ.
Воспитательные беседы и допросы 1981-82г.г. никого не привели к уголовному преследованию
за антисоветскую пропаганду. Но Златковскому, тем не менее запретили публиковаться на целых
шесть лет за участие в выставках за рубежом, сомнительные связи с представителями Запада и
отказ сотрудничать с официальной советской прессой. (Журнал «Химия и жизнь»,
в котором Михаил работал в качестве художественного редактора, был закрыт в 1981г.)
Однако, запрет на профессию не помешал Златковскому переправлять свои рисунки на Запад и участвовать
в различных конкурсах под разными псевдонимами — Ясумо Кумадзо, например. Или Ван дер Болт.
Он так же публиковал свои рисунки и в России за подписью других карикатуристов. И очень скоро ему
уже разрешили вновь взяться за карандаш.

Однажды, во время своего визита в Париж 4-го октября 1985 года, Михаил Горбачев подвергся
натиску одного журналиста сомневавшегося в реальности политики гласности и возвращении
свободы слова в СССР. Журналист заявил, что в советской прессе нет ни одной карикатуры на главу
государства, в то время как на Западе это было хорошим подтверждением свободы
слова и мысли. М. Горбачеву ничего не оставалось делать, как найти карикатуриста, который бы мог его
изобразить в положительном для Запада свете. Тотчас вспомнили о М. Златковском и передали его рисунок
зарубежным агентствам, не опубликовав его однако в СССР. Лишь в 1987 году Златковского снова начинают
публиковать на родине, теперь это
уже карикатура политического содержания, открыто критикующая власть. Рисунки Златковского начинают
повсеместно публиковаться по стране и за рубежом. А его знаменитая серия с Горбачевым — «Мой Горби» —
получает огромный резонанс в прессе всего мира, так как он первым решился персонифицировать
власть в изображении. В том же 1987 году начинается общий карикатурный бум, затронувший
все ранее неведомые для карикатуристов области — рекламу, телевидение, литературу (Тюнин
иллюстрирует роман «Мастер и Маргарита»), потом этот бум охватывает все виды искусства.
Включая прикладные — на Арбате появляются матрешки с лицами советских и русских руководителей
государства 20 века. 1987 год с провозглашением гласности стал первым годом реальной свободы
слова. И хотя власть еще все контролировала, но именно тогда художники начинают выезжать
за границу, соответственно появляется культурный обмен. Запрет на отправку на Запад почтой рисунков
отменяется, а в прессе смело обсуждаются вопросы касающиеся политического строя.
Карикатуристы тоже пользуются этим веянием свободы - они официально принимают участие
во многочисленных международных выставках. В СССР появляются многочисленные конкурсы,
а сами художники теперь получают места в издательствах, а их рисунки — на страницах больших
периодических изданий. Таким образом, настоящая политическая карикатура новой волны началась
в конце 80-х, потеснив философскую карикатуру, потерявшую свою колкость 70-х, так как теперь можно
было высказываться, не прибегая к эзопову языку. В 1987 была организована первая официальная
выставка иронической графики Советского Союза, объединившая все поколения художников.
Настроения в обществе были благоприятны такому резкому изменению порядка вещей. Тогда же сменился
и председатель секции сатиры Союза Художников СССР — им стал Владимир Каневский.
С самого избрания на этот пост его целью становится добиться принятия молодых карикатуристов
в Союз Художников СССР. Так благодаря настойчивости В. Каневского с 1988 года в эту
организацию вступают три карикатуриста новой волны — Сергей Тюнин, Михаил Златковский и Игорь Смирнов.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение zlatkovsky » Чт фев 12, 2009 1:17 am

К сожалению, много ошибок и неточностей.
Но это естественно, т.к. не было возможности читать французский текст.

Ну, например, у меня были еще псевдонимы.
Помню какой скандал мне устроил Иржи Слива, обвиняя меня в том, что я "подвел под монастырь" всех чехословацких художников, послав в Зап. Берлин (77,79 годы???) рисунок, где волк в овечьей шкуре "оприходует" овцу с авторством Фил Насто, Чехословакия.
(Фил Насто=дети Филипп и Настя)

Тюнина приняли в Союз намного раньше, в в 88 принимали еще и Теслера.
Меня принимали с большим трудом-пришлось проходить еще и аппеляционную комиссию.

Но это все мелочи...
Удивительно другое-Историю росс. карикатуры написала девушка из Франции, а не Акопян.
всем привет!
Аватара пользователя
zlatkovsky
 
Сообщения: 2973
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 2:59 am
Откуда: russia

Сообщение Sergei Tunin » Чт фев 12, 2009 2:45 am

Да, меня приняли в союз художников в 1980 с рекомендациями
от Кукрыниксов, Житомирского и Саввы Бродского.
Володя Каневский на этом посту никакой роли не играл.
Книги с моими иллюстрациями выходили и до Горбчёваа.
Но с приходом Горби меня и Басырова послали в Габрово получать
свои призы. У меня был Гран-при аж за 1977. У Гарика за 1984.
Действительно политика перестройки для художников была очень
хороша. Одна берлинская стена чего стоила. В этом году снова
поедут заново рисовать и бабки за это получать.
Всё было не так однозначно...И в 1972 году мы с обычной почты
посылали рисунки в любую точку мира. А вот позже возвращали
разорванные конверты с угрозами. что нигде не будут печатать.
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение Юрий Акопян » Чт фев 12, 2009 4:56 am

Разве "Химию и жизнь" закрывали?

Миша, писать историю весьма трудоемкое и времязатратное дело. Если берешься за него, то только им и можешь заниматься. Необходима опора на документы, работа в архивах, как в государственных, так и в частных. История карикатуры в России так еще и не написана, даже фрагментарно. Если существуют более и или менее представительные списки сатирических журналов, газет и листков ключевых периодов истории карикатуры, то о репрезантивном списке художников-карикатуристов второй половины XIX - начала XX веков не приходится даже мечтать. Всего лишь о списке с минимальными данными: имя, годы жизни, карикатурный жанр, основное место публикаций.
Писать научную историю жанра трудно, даже если это ограниченный временными рамками период. А вот за составление словаря русских карикатуристов XiX века до 1917 года я бы с удовольствием взялся, да кто бы мне платил за эту работу? Как бы я зарабатывал на жизнь? Ну мы с тобой об этом говорили когда-то.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Сообщение zlatkovsky » Чт фев 12, 2009 6:02 am

Нет, ХиЖ не закрывали.
Был жуткий скандал с выдеркой страницы из 428 ттысячного тиража.
Да меня еще заставили уйти по соб. желанию...иначе выгоняли из партии моих начальников.
всем привет!
Аватара пользователя
zlatkovsky
 
Сообщения: 2973
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 2:59 am
Откуда: russia

Сообщение Sergei Tunin » Чт фев 12, 2009 7:47 am

Не только не закрывали, но и не закрыли до сих пор.
Вот позавчера из Люксембурга приглашение прислали мне на адрес "ХиЖ"
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение Виктор Богорад » Чт фев 12, 2009 4:24 pm

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH
Продолжение 12

ПУТЧ: ДРУГАЯ ЭПОХА

Идеологическая пустота.

.
Благодаря отмене в 1989 году статьи за антисоветскую пропаганду и цензуры - в 1990,
в этом же 1990 появляются независимые издания такие как «Коммерсант», «Деловой Мир»,
«Независимая газета».
С каждым годом количество подобных изданий увеличивается, они открыто критикуют пороки системы,
политику центрального аппарата власти, и состояние хаоса, в которое погрузилась страна. Наконец,
чтобы окончательно похоронить
долгий период всевластия цензуры и запретов издательство «Прогресс» выпускает в 1990 году
большой сборник карикатур под названием «Шутки в сторону!
Или Время улыбнуться всерьез». В этом альбоме, ставшем настоящей антологией рисунка новой волны
делается попытка подвести итог двадцатилетнему существованию философской карикатуры.
Альбом был ориентирован на экспорт. На внутреннем книжном рынке этот альбом практически не появился.
А в нем интересная вступительная статья А.В. Рубцова, составители изобразительного ряда В. И. Мохов и А.В. Рубцов
в основу положили рисунки: С. Айнутдинова, Г. Басырова, В. Богорада, В. Буркина, М. Златковского,
В. Иванова, В. Скрылева, И. Смирнова, Л. Тишкова, С. Тюнина.
21 декабря 1990 года в первом
номере «Независимой газеты» можно было прочитать следующее:
«Советские граждане скоро побегут
из страны в массовом порядке: экономическая ситуация вот-вот дойдет до крайней точки
и тогда будет установлена президентская, или военная диктатура. На сегодня это три самых вероятных
сценария развития событий и все они достаточно мрачные, обсуждаются повсеместно...
Мы намерены остаться в стране, потому как хуже быть уже не может, и потому мы смотрим в будущее
с оптимизмом. Наступит день, когда все изменится к лучшему. Но это будет заслуга не политиков —
это будет не благодаря, а вопреки им. Простите их — они не ведают что творят».
Советская идеология опрокинута, русские начинают всерьез говорить о свих национальных корнях.
Никогда в Советском Союзе ни одна газета не могла полностью рассказать о том что творится
в стране — всегда приходилось о чем-то умалчивать. В течение нескольких десятилетий
холодной войны у сатиры был один враг — американский империализм.
И вдруг, самый что ни на есть, пропагандистский журнал «Крокодил» печатает на обложке портрет
Сталина выложенный из черепов, а в 1990 - на том же месте — рисунок Марка Абрамова,
где Горбачев и Буш изображены в виде боксеров победивших холодную войну.
Этот рисунок М.Горбачев вручил американскому президенту на встрече в Хельсинки
9 сентября 1990 года.
Надо заметить, что еще в 1986-м «Крокодил» все еще разоблачал воинствующий американский империализм,
то есть произошла полная переоценка ценностей — нужно было освободиться от прежних и создать новые.
Единственная проблема — в насупившем хаосе было сложно разглядеть хоть какие-то горизонты.
Русский народ вдруг оказывается в непривычной для него среде, где ничего невозможно ни предвидеть
ни даже предугадать. Значительно возрастает количество писем читателей, публикуемых в периодике,
из которых видно в какой растерянности пребывают люди. После неудавшейся попытки путча
19 августа 1991 года в стране начинается беспредел. Отменились всякие правила игры,
уж не говоря о законах. Хотя согласно тезису Буковского этот путч спас страну от скатывания в прошлое:
«Я полагаю в 1991 году это была скорее попытка установить президентское правление
с широчайшими полномочиями. Отсюда этот карикатурный путч, который позволил бы консерваторам
ввести чрезвычайное положение и цензуру, не запятнав положительного образа
М.Горбачева в глазах Запада. Доказательство? Участники путча, став обвиняемыми ссылались
на прямые указания Горбачева... Для многих русских да и зарубежных наблюдателей
путч был придуман вовсе не для того чтобы сбросить советского лидера, а наоборот,
чтоб укрепить его власть».
Независимо от того прав Буковский или нет
— путч окончательно изменил страну политически, организационно и психологически.
Продолжение следует.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Сб фев 14, 2009 2:22 pm

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH

Продолжение 13

ИЛЛЮЗИИ И РАЗОЧАРОВАНИЯ
Чтобы понять, как развивалась в пост-советской России карикатура, нужно вспомнить
некоторые факты. С 1992 года основной ценностью нового общества становятся деньги.
Экономика превалирует во всех сферах жизни общества. Проблема заключается в том,
что все болячки Советского Союза вдруг одновременно выплывают наружу, подобно открывшимся старым ранам.
С 1986 года уже выжатая экономика переживает невероятный спад. К 1990 году экономические показатели
уходят в минус, и тогда начинается гиперинфляция, сопровождающаяся массовыми забастовками шахтеров.
В политическом плане никакие механизмы тоже уже не работают — 80% бюджета раньше уходило на оборону.
Михаил Златковский убежден, что кризис возник из-за огромного бюджетного дефицита возникшего в СССР
в конце 80-х, когда советские военные собирались ответить на очередной виток гонки вооружений,
теперь уже в космосе.
Борис Ельцин новый руководитель новой России принимает первые меры: он высвобождает цены
в январе 1992 года и увеличивает зарплаты, что вовсе не решает проблемы, так как повышение зарплат
даже в три — четыре раза не позволяет догнать галопирующую инфляцию. Заграничные товары
и продукты питания появляются в общей торговой сети (раньше их можно было купить только
в специализированных магазинах для иностранцев за валюту),
но они в основном стоят невероятно дорого.
Либерализация цен и инфляция приводят к такому обнищанию масс, что кое-где вводятся продовольственные
карточки как во время войны.
В общем и целом приватизация жилья и средств производства была проведена бездумно.
Страна резко переходит от всеобщей государственной собственности к всеобщей частной, в результате
чего возникают два диаметрально противоположных класса — новые богатые и новые бедные.
В 1993 году все сбережения граждан (400 млрд. рублей) полностью обесцениваются.
На руки каждому выдаются специальные чеки ваучеры номиналом, как обещали идеологи, в стоимость
10 автомобилей, но на деле — всего одного кг мяса.
Вся собственность оказывается в руках у криминала и высших чиновников.
Обнищание страны смена собственности порождает нового врага в глазах народа —
так называемых новых русских.
Атмосфера 1992-93 годов характеризуется небывалым расцветом коррупции на всех уровнях,
возникновением мафии, исчезновением из оборота копейки, появлением на улицах
многочисленных нищих, безработицы, проституции, разгула преступности, насилия, наркомании и т д.
В общем, возникла ситуация разочарования граждан в перестройке и возникновению ностальгии
по советскому прошлому. Большинство людей были враждебны реформам шоковой терапии
с бесконечными обещаниями скорого улучшения, они хотели прежней стабильности уверенности
в завтрашнем дне — пусть жизнь улучшается постепенно, очень постепенно, но зато наверняка.
Карикатура 1992-93 гг. полна обвинениями в адрес власти, призванной заботится о народе,
и освободить его от всякого угнетения. Социализм умер, хорошо, но государственные структуры
остаются нетронутыми, большинство политических деятелей становятся аппаратчиками,
пользующимися ситуацией для личного обогащения.
Хоть официально цензура отменена и можно кричать на каждом углу, однако чисто политическая
карикатура попадается довольно редко. Рисунки остаются политкорректными — очереди, инфляция,
пенсионеры просящие милостыню... Практически никто не говорит о самих причинах сложившейся обстановки.
Видимо кризис настолько больно ударил по людям, что перестали отражать реальность
и у авторов и редакторов возник какой-то внутренний барьер, не позволяющий копнуть тему глубже.
Впрочем, карикатурные изображения М.Горбачева и Б.Ельцина никуда не делись, но они не настолько
саркастичны, как можно было бы предположить. Диссидентская сатира советской эпохи была куда более колкой.
Кроме того,1993 год был не очень хорошим для прессы. Во-первых, в условиях полного
социального хаоса и жесточайшего экономического кризиса многие издания просто прекратили
свое существование, а те кому удалось удержаться были вынуждены сократить количество полос
и прежде всего тех, где обычно публиковались рисунки. А во- вторых издатели оказались под давлением
руководителей местных органов власти, заметно расширивших свои полномочия. Изданиям ясно дали понять,
что лояльность — залог их экономической выживаемости и те предпочли обойтись без острой
политической карикатуры. Основным персонажем политического рисунка стал тогда абстрактный
Иван Иваныч, ничем внешне не напоминавший реальных политиков, или Петрович — самый знаменитый
из них вышедший из-под пера известного карикатуриста газеты «Коммерсант» Андрея Бильжо.
И наконец, нашествие на рынок некогда запрещенной литературы и либеральной прессы сыграли
не на руку политической карикатуре, которая раньше являлась единственной возможностью
завуалировано высказать свои мысли. Свободный доступ ко всему что было когда-то запрещено:
мыльным операм, зарубежным ситкомам, порнографическим журналам, западной прессе,
взорвал общество, считавшееся когда-то обществом нон-конформистов отражавшееся
только в художественных и литературных самиздатах.
Штурм Белого дома в Москве в октябре 1993 года и принятие новой конституции открыли
следующую эпоху — режим избрал теперь новый способ эксплуатации: рабочим надолго
задерживали зарплату. И так продолжалось до самого кризиса 1998 года, до быстрого обвала рубля.
В 1993-94 годах в области политической карикатуры продолжает наблюдаться относительное затишье,
однако с началом событий в Чечне и все возрастающими трудностями населения: задержками зарплат
и инфляции, власть начинает понимать - народу необходима отдушина в виде свежего юмора.
И популистская пропаганда принимает на вооружение
политическую карикатуру. Сатирический рисунок вновь появляется в прессе в достаточном объеме,
однако, он остается достаточно общим - персоналии опять обходятся стороной.
Единственным исключением стала телевизионная программа «Куклы»,
выходящая на НТВ и пародирующая реальных политиков.
Выборы 1996 года и переизбрание Ельцина на пост президента, конечно же, были отражены
в карикатуре, но опять — очень общо. Сам Ельцин был изображен на карикатурах скорее с симпатией,
а два другие кандидата полностью терялись в его тени.
Период с 1996 по 1998 гг. можно считать спокойным. На карикатуристов более не давят,
но те полностью уходят в темы быта и повседневной жизни, иллюстрируя настроения
простого человека, дефекты административной системы, экономику натурального обмена
(рабочие часто получали зарплату продукцией), или еще — деноминацию рубля
(1000 рублей становилась 1 рублем), то есть карикатура следовала приоритетам большинства
простых людей — найти способ выжить.

Продолжение следует.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Пн фев 16, 2009 3:44 pm


LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS


KARINE GRETH
Продолжение 14

КОНЕЦ ВЕКА

Сообщение о том, что российское правительство не в состоянии погасить ближайшие государственные долги,
сделанное официальными властями 17 августа 1998 года вызывает 30-процентный обвал рубля
всего за неделю — курс доллара вырастает с 6 до 18 рублей — вызывает
эффект взорвавшейся бомбы.
После кризиса 1992 года и ваучерной приватизации российский народ вновь попадает в болото
псевдо-экономики, ставит крест на своей покупательной способности. И россиянин превращается
из бедного в очень, очень бедного. Рубль снова теряет всякую конвертируемость, а сбережения
- снова оказываются заблокированы. Сотни частных банков разоряются, зарплаты
уменьшаются на четверть, цены взлетают — инфляция, на рынке потребления выраженная в рублях, составляет 91%.
В этой ситуации основной темой карикатур середины 1998 года окончательно становятся деньги,
правда образ российского президента тоже присутствует, но он теперь точно как рубль
- совершенно обесценен.
В то же самое время к концу того же 1998-го наблюдается возращение на сцену
политической карикатуры, которая прямо говорит о провале экономической и социальной политики
правительства Б. Ельцина.
Например, на карикатуре М. Златковского изображен Борис Ельцин, просящий у Запада милостыню,
имея за плечами (на востоке России) огромный мешок с деньгами. В это время международный
валютный фонд как раз обвинил российского руководителя в нецелевом использовании
его кредитов (он попросту присвоил деньги,
как говорили в народе).
После кризиса, когда единственной надежной денежной единицей для накопления сбережений
стал доллар, карикатура высмеивала рубль, показывая преимущества американской валюты.
С назначением 9 августа 1999 года на пост премьер-министра Владимира Путина, совершенно
неизвестного для широкой публики персонажа в стране начинается новая эпоха. Но даже сегодня
для большинства россиян эта фигура остается загадочной. Ведь никто не забыл, что Путин был сотрудником
КГБ с 1975 по 1991 и директором ФСБ с 1998 по 1999 г.г.
Как ни странно именно с ним русский
народ связывает большинство надежд. В.В. Путин молод и перспективен.
В прессе тоже не знают ответ на вопрос, кто есть мистер Путин, человек, занявший место Примакова,
пользующийся покровительством семьи Ельцина. 31 декабря 1999 года Б. Ельцин вдруг,
неожиданно для всех уходит в отставку, назначая Владимира Путина и. о. президента — он лучше всех
подходит на роль проводника либеральных реформ. И все это случается в разгар чеченской войны.
В период с 1 января по 26 марта 2000 года (дня выборов президента) карикатуры
достаточно безжалостны к Путину. Поэтому с начала марта, и особенно после 7 мая
(даты официального вступления в должность), правительство снова ввело ограничения на свободу печати.

Продолжение следует.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Вт фев 17, 2009 1:52 pm

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS
KARINE GRETH
Продолжение 15

Карикатура в России:свобода под присмотром.

Цензура — классическая, или внутренняя? Политическая карикатура при Путине - возврат к прошлому?

В конце 90-х наступает эпоха практически полной свободы слова - можно рисовать что угодно
и как угодно, но всё же, карикатуры остаются в принципе безобидными. Тем не менее,
с избранием Владимира Путина «расклад» начинает несколько меняться — новый руководитель
решает ограничить свободу слова. Уже в начале марта, когда В. Путин еще только исполняющий
обязанности, один из петербургских ежедневников, опубликовавший карикатуру на Путина был изъят из продажи.
Немного позже — 31 марта того же года с выставки организованной в Музее Революции изымается карикатура
В. Мочалова изображающая Владимира Путина на голове Бориса Ельцина выплывающим из воды.
Официально карикатуристов теперь не могут осудить за рисунок, как в свое время Сысоева и не сажают в тюрьму.
Тем не менее, нельзя забывать о существовании статьи за оскорбление представителя
власти — правда до сих пор никто из карикатуристов под нее не попал. В самом начале политической
карьеры Путин озабоченный своим имиджем, как за рубежом, так и внутри страны, избирает другие
методы отсеивания нежелательных карикатур. Хотя цензура официально больше
не контролирует прессу, как это было в прошлом, ее нельзя назвать полностью свободной.
Если даже для большинства граждан планы Путина не совсем понятны — все убеждены,
что хаосу ельцинских времен пришел конец, пусть при этом свобода слова и будет немного меньше.
Так главный редактор «Литературной Газеты», получив взбучку от властей за слишком резкие высказывания
в адрес нового президента, попросил М. Златковского нарисовать дружеский шарж на Путина
и посвятил всю первую полосу годовщине назначения Путина премьером. На этом рисунке
Путин, подпоясанный черным поясом по дзюдо вытаскивает страну из топи. Подпись гласит:
«Ох, нелегкая это работа...» - каждому русскому хорошо известно детское стихотворение Чуковского
(«Ох нелегкая это работа из болота тащить бегемота…») вот почему образ сразу становится
положительным и вызывает симпатию.
Новая доктрина «о безопасности информации» от 21 апреля 2000 года огранивавшая свободу
слова под предлогом строительства сильного государства как бы восстанавливала цензуру.
Как следствие — редакция газеты «Итоги» в полном составе уходит в отставку, исчезают многие
независимые издания, например — «Сегодня», возобновляется контроль над содержанием
тиражей газет, а значит и над карикатурой.
Продолжаются вариации на тему закона о прессе от 27 декабря 1991 года и 5 октября 2000
«Московский Комсомолец» пишет, что с новым законом о прессе (очередной вариант вступает в силу
4 августа 2001 г.) запрещавшем употребление некоторых слов в оценке деятельности правительства,
можно окончательно поставить крест на свободе слова.
Новая доктрина касается в основном масс-медиа и печатной прессы, но в принципе все понимают,
что карикатура тоже попадает под прицел, так как карикатуристы публикуют свои работы в контексте
издания, для которого эти карикатуры делаются.
Воспользовавшись многочисленными терактами, как предлогом, Путин усиливает контроль за прессой,
чтобы помешать выходу наружу некоторой информации. В свете этого интересно отметить, что «Петербург Таймс»
продолжает достаточно колкие карикатуры, правда ориентирована газета в основном на иностранцев,
так как выходит исключительно на английском языке. Наконец, «дело Бабицкого» —
конфликт между телеканалом НТВ и Газпромом, а также опасность
пойти с молотка нависшая над телеканалом ТВ-6, куда ушла большая часть команды НТВ окончательно
поставили под сомнение существование свободы слова в России. Беспокоиться было о чем.
Как сказал Игорь Смирнов, публиковавшийся в «Коммерсанте», «Фас» и «Крокодиле»: «Чем больше зависимость
свободы слова от рынка, тем больше для нее угроза, так как именно редактор решает покупать
у карикатуриста рисунок, или нет».
В феврале 2000 года группа, патриотически настроенных, студентов устраивает митинг против
использования на канале НТВ куклы Путина. Сам Путин заявляет о полной терпимости по отношению
к создателям программы.
15 сентября заседание Думы начинается с дебатов — депутаты возмущены, что в выпуске
от 12 марта российский парламент сравнивается с публичным домом, а сами парламентарии — с проститутками.
Еще два месяца спустя по просьбе Кремля кукла Путина на некоторое время исчезает из эфира.
После ревизии и смены руководства НТВ кукла Путина возвращается, но это уже не критика — вся карикатурность
исчезает, кукла выделяется среди других своим интеллектом.
Эта новая концепция безвкусная и неинтересная приводит к закрытию передачи из-за
недостатка аудитории. Она вновь появляется 17 ноября 2002 года. Одновременно с выходом на
ТВЦ подобной по стилистике программы «Кремлевский концерт».
Цель — отвлечь зрителя от новой передачи слишком едкой по отношению к власти. В марте 2003 года
на НТВ говорят о полном закрытии «Кукол», так же как и «Кремлевского концерта»,
не стесняющегося комментировать давление на журналистов по причине нехватки финансирования
(редакция передачи не получает жалования с января 2003 года). Выпуск от 27 апреля становится последним.
Была ли эта нехватка финансирования организована непосредственно Кремлем?
Можно ли провести параллель между убийством журналиста Ющенкова и закрытием телепередачи?
Сказать сложно…
«Сегодня нам как никогда нужна
политическая сатира, однако людей
готовых работать в этой сфере становится все меньше, потому как занятие это вовсе не безопасное.
Попробуйте опубликовать острую статью о каком-нибудь высшем чиновнике — вас тут же найдут.
По нынешним временам люди высказывающие свое мнение становятся опасны для окружения».
Через восемь месяцев после этих слов Ющенков, этот опасный человек был убит.
Продолжение следует
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Вт фев 17, 2009 1:57 pm

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH
Продолжение 16

БЕЛЫЕ ПЯТНА ИСТОРИИ

Как мы уже заметили, в истории России — то есть в истории Советского Союза, России
пост-советской и России царской не смотря на гнет цензуры, наблюдаются периоды практически
полной свободы слова. С 1987 года и особенно в 90-х можно говорить что угодно и как угодно.
И так продолжается до 2000 года. Тем более удивительно и странно вдруг обнаружить в такие периоды
белые пятна в истории карикатуры.
Почему к примеру в 1991 году в России не выходит ни одной карикатуры прямо говорящей о путче?
А в 1993 почти ничего о штурме Белого дома, чеченских событиях, в 99-м о трагедии Курска,
пожаре на Останкинской башне, или взятии заложников в московском театре в 2002? Хочется ответить —
из-за уважения к близким погибших. Но тогда почему столько всего по поводу 11 сентября 2001г,
и на тему косовского конфликта и о катастрофах в других странах?
Все что можно хоть как-то связать
с происходящим на тот момент в стране выглядит расплывчатым и вовсе не убедительным.
Для первой полосы «Литературной Газеты» М. Златковский использует рисунок, сделанный несколькими
годами раньше и не имеющий прямого отношения к Чечне. Означает ли это, что русские не хотят
ни видеть, ни создавать ничего, что могло бы подпортить национальный престиж?
Что касается Чечни только две карикатуры, пусть и с явной симпатией к федералам напрямую
включаются в тему. Их авторы Борис Персев публиковавшийся в Вечернем Томске и Олег Шварцбург,
живущий в Канаде, чьи рисунки можно видеть в интернете.
Михаил Златковский объясняет это явление наличием так называемой внутренней цензуры,
которая работает на всех уровнях. Так Борис Персев получил несколько повесток в суд
за некоторые из своих рисунков на тему подлодки «Курск» и терактов в Москве в 1999. Впрочем, до повесток
дело доходит в основном редко — внутренняя цензура самих карикатуристов срабатывает раньше.
Многие художники, даже сделав какие-то наброски, оставляют наиболее нейтральный вариант.
При этом Златковский подчеркивает, что художник часто отказывается от рисунка,
когда дело касается трагических для России событий потому что рисунок в сочетании с текстом может
только сильнее ранить, того к кому события имеют непосредственное отношение, потому что изображение
действует напрямую. Этим объясняется и факт наличия рисунков на тему зарубежных катастроф —
жертвы далеко и у них совсем другие представления о жизни. Андрей Бильжо признается,
что и у него имеются некоторые эстетические и этические принципы, не позволяющие ему касаться
в рисунках некоторых событий.
Стоит обратить внимание, что карикатуры говорящие о ляпах запада все как на подбор
имеют подтекст: они либо оправдывают действия российских властей, либо показывают
русскому читателю, что у иностранцев не меньше проблем. Например, рисунки о катастрофе
Конкорда позволяют провести паралель с трагедией подлодки Курск, а военные действия в Косово
и теракт 11 сентября - указание на предлог, под которым проводится армейская операция в Чечне.
Отсутствие иракской темы обозначает политический тупик: русские не критикуют американцев за Ирак,
хотя они против этой войны,
но в тоже время поддерживать иракцев это все равно, что оказаться на стороне чеченских боевиков.
Тем более, что Аль-Каида ассоциируется с чеченцами.
Продолжение следует.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Sergei Tunin » Вт фев 17, 2009 3:24 pm

Какими патриотичными оказались русские карикатуристы!
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение Виктор Богорад » Вс фев 22, 2009 5:15 pm

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH
Продолжение 17

МУЗЕЙ КАРИКАТУРЫ

В предисловии к своей энциклопедии русской карикатуры Дмитрий Москвин так объясняет желание начать писать:
«в стране на эту тему ничего не было сделано со времени великой советской карикатуры,
и к тому же в отличие от большинства европейских государств Россия не имела музея карикатуры,
искусства, которое всегда рядом практически ежедневно...»
Действительно странно, что в самой большой по территории стране, где искусство приравнивается
к религии, где количество музеев практически равно количеству школ, нет ни одного музей карикатуры.
Конечно, есть выставки — персональные и групповые, но они все временные, или же работы выставляются
на стенах какого-нибудь ресторана, или бара. А места где были бы собраны образцы характеризующие
карикатуру всего 20 века — нет.
Музей карикатуры открывается в Москве 1 апреля 2000 года. Лейтмотив: «Смех не грех — это право
каждого — русская карикатура с 1930 по 2000 гг.»
Этот музей занимает две большие комнаты при Музее Современной истории России.
Естественно музей карикатуры не был открыт по указу правительства у истоков его создания
стоит Игорь Смирнов, знаменитый московский карикатурист.
На осуществление своего проекта он потратил больше десяти лет. Прежде всего, немало усилий потребовалось,
чтобы российские власти признали карикатуристов лауреатов многочисленных международных премий,
которым давным-давно аплодирует весь мир и их право на свой собственный музей.
И.Смирнов так объясняет нежелание властей допустить создание подобного музея:
«Власть даже во время перестройки и гласности всегда опасалась воздействия искусства карикатуры на народные массы».
Многолетние усилия, бесконечные письма по инстанциям долго были бесплодны.
В конце концов, в 1999 году, после очередного обращения непостредственно к Борису Ельцину,
который уже однажды положительно высказался по поводу его творчества и уже был «подготовлен»
дирекцией одного из музеев, Смирнов получает разрешение в рамках специального проекта.
И наконец, не смотря на смену президента, 31 марта 2000 года открытие музея состоялась ,
как это и было предусмотрено, в присутствии журналистов и прославленных карикатуристов 20 века,
в том числе Бориса Ефимова, которому на тот момент было 99 лет. Собранные в музее карикатуры могли
рассказать историю последних 80 лет Советского Союза и России. В экспозиции представлено более
80 авторов эпохи пропаганды, начала новой волны, перестройки, последних дней коммунизма,
перехода страны к рыночной экономике и времен Б. Ельцина. Здесь же был выделен специальный раздел
посвященный творчеству Бориса Ефимова, отметившего в сентябре 2000 г. свое столетие.
В коллекции музея оказались ранние экземпляры «Крокодила» и даже тарелки, расписанные А. Бильжо.
Одним словом, здесь было собрано все, что имело хоть какое-то отношение к карикатуре —
пропагандистской, философской, политической, или просто юмористической.
К сожалению, предоставленных помещений не хватает, чтобы выставить все экспонаты.
Поэтому экспозиция состоит лишь из трети коллекции — только 700 карикатур. Ожидая другого помещения,
И. Смирнов каждый год пополняет запасники и чередует выставляемые экспонаты.
За три года прошедшие со дня основания музея для доброй сотни карикатуристов со всей страны
уже стало традицией передавать И.Смирнову работы, выполненные на заданную тему.
Особых правил не существовало, в ход могли пойти подходящие уже существующие рисунки.
Сами темы объявлялись ежегодно - экспозиция 1 апреля в День смеха.
Впервые темы были предложены в 2001 году и с тех пор состоялись три выставки:
апрель 2001 карикатура 20+01 Тема — пожарники (01 телефон пожарных )
апрель 2002 карикатура 20+02 Тема — милиция (телефон — 02)
апрель 2003 карикатура 20+03 Тема — медицина (03 — телефон скорой помощи)
Хотя открытие музея и было приурочено к первому апреля — Дню смеха, большинство карикатур
посвящались трагическим темам, в отличие от безобидных шаржей Е. Щеглова, занимавшегося
в шестидесятые годы исключительно юмористическим рисунком. Нужно помнить, что Россия почти всегда находилась
либо в состоянии войны, либо в состоянии революции.
В России каждая семья кого либо потеряла
на войне или во время смуты.
В зависимости от той или иной эпохи, карикатура высмеивает врага (или просто подчёркивает его жестокость),
либо обращается к системе ценностей существовавшего на тот момент государственного устройства.
Изошутки просто для того чтобы посмешить, встречаются довольно редко.
Практически каждое изображение
несёт какую либо идеологию или восстаёт против системы.
Однако, что касается эпохи В.Путина,
то карикатуристы XXI века изображают президента в положительном ключе, не касаются они и самой государственной машины.
К примеру, карикатура Владимира Мочалова
по поводу крушения подлодки Курск, изображавшая Путина скорее негативно, была изъята с выставки.
Продолжение следует.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Искусство карикатуры

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6