Как все было бы просто, если можно было бы мерять эффективность работы карикатуриста количеством
освобожденной смеховой энергии. Подсчитал раздавшиеся "ха-ха-ха" и "э-хе-хе", и получил уровень гениальности картинки.
К сожалению, метод не годится для проблемной графики и артуна. Смех над работами первой категории вообще оскорбил бы автора, вторая же группа предполагает мягкую улыбку как высшую оценку.
Из собственного опыта мы знаем, что чем быстрее юмор доходит до зрителя, тем эффективнее картинка. Но всякий ли анекдот, даже мастерски рассказанный, вызовет заветную реакцию? Понятно, что важно также содержание рассказа, его парадоксальная компонента. Если попытаться написать примитивную формулу эффективности карикатуры мы получим:
Где е – эффективность, М – мессадж, t – время прочтения картинки.
В приведенном уравнении загадка – только одна переменная, т.н. мессадж.
Что же это такое? Сделаем маленькое отступление.
На ветке, посвященной карикатуре 4-го уровня (карикатуры с временным измерением) можно прочесть следующий диалог:
Сергей Тюнин:
Только почему работы с временным гэгом
лучше тех, где ситуация статична?
Виктор Богорад:
Вопрос риторический
Чем кино лучше фотографии?
Информационная емкость карикатур 4 уровня
больше, чем у других карикатур.
Действительно, кино информативнее, чем фотография.
Так же, как театр - информативнее пантомимы,
комикс информативнее одиночной картинки, а
рисунок со словами - информативнее картинки без слов.
Почему-то только оказывается, что количество информации еще не определяет качества работы. Помните у Хармса:
Андрей Семёнович: Хоть ты математик, а честное слово, ты не умён.
Математик:
Нет, умён и знаю очень много!
Нет, умён и знаю очень много!
Нет, умён и знаю очень много!
Андрей Семёнович: Много, да только всё ерунду.
Вот и в карикатуре ценна далеко не всякая информация. Представляется, что для карикатуриста важна не просто идея, а идея новая, способная ошеломить читателя, застать его врасплох. Напротив, старые, банальные представления и концепции способны убить карикатуру уже в момент рождения.
С учетом сказанного мы преобразуем формулу следующим образом: вместо таинственного мессаджа подставим I в степени n, где I – информация, некая совокупность идеи и эстетического решения, а n – степень новаторства и оригинальности, величина, способная принимать положительные и отрицательные значения.
Заметим, что при отрицательных n, т.е. при попытке «втюхать» нечто старое и быльем поросшее, увеличение количества информации будет только снижать эффективность мессаджа.
Чтобы придать формуле совсем уже окончательный вид запишем t как функцию от I: t(I). Понятно, что чем больше информации мы пытаемся вложить в голову читателя, тем больше времени ему потребуется, чтобы ее переварить. Конечно, зависимость между обеими переменными не прямая, а весьма витиеватая, и полностью в руках Создателя и Автора (вот у меня уже Бог и Художник почти слились).
Господа, прошу не принимать все сказанное всерьез. Приведенные выкладки – просто способ отвлечься от бурных иделогических и художественных баталий.
Естественно, формула не претендует на оригинальность, весьма вероятно нечто похожее уже высказывалось. Что же, тогда честь и хвала первооткрывателям.
Я же все это написал просто исходя из здравого (пока) смысла. В любом случае: повторенье – мать ученья!