ОСЬ Ш-Ц
(Попытка классификации карикатуры)
Настоящая работа была написана ровно 20 лет назад под огромным впечатлением от книги Владимира Леви "Я и мы".
Более того, фрагменты этой книги включены в настоящую статью при описании основных понятий и постулатов (см. курсив).
Автор постарался применить методы Э. Кречмера к анализу современной карикатуры,
некоторых психологических аспектов творчества художников-юмористов.
Как уже говорилось, с момента написания прошло значительное время,
в связи с чем оригинальная статья подверглась незначительным изменениям.
Вначале немного истории.
В 20-е годы энергичный немецкий врач Эрнст Кречмер создал удивительную книгу под названием
"Строение тела и человеческий характер". Поначалу он задался целью всесторонне сравнить представителей
двух главных больших психозов - шизофрении и маниакально-депрессивного,или циклотимии.
Для справки:
- шизофрения - буквально расщепление души.
Основные симптомы: нарушение эмоционального контакта с окружающими и своеобразные расстройства мышления;
- циклотимия - буквально "круговое настроение".
Симптомы -быстрые спады и подъемы настроения и общего тонуса.
Кречмера поразило,что не только общие симптомы болезни, сколько общий склад личности больных,
их телосложение, характеры родственников оказывались противоположными. Он увидел, что
психическое здоровье не имеет никаких абсолютов, что клиника - прибежище крайних жизненных вариантов.
Так возникла знаменитая ось ШИЗО – ЦИКЛО, на полюсах которой - явно больные,
а ближе к центру - носители предрасположенностей, вполне здоровые в психоэмоциональном складе,
так называемые шизотимики и циклотимики. Представители обоих полюсов, в том числе и тяжело больные
могут иметь любую степень интеллекта, социальной ценности.
Приведем некоторые характеристики обоих полюсов:
Циклотимики:
1)меланхолический тип - малообщителен, но не замкнут; 2)самодовольный тип - флегматик, благодушен, спокойный юморист; 3)ЖИВОЙ тип - сангвиник, беспечный любитель жизни, энергичный практик. Обладает талантом понимания, вчуствования. Не прочь выпить в компании.
Шизотимики:
I) необщителен, тих, сдержан, серьезен;
2)застенчив, боязлив, тонко чувствующий, сентиментальный, нервный, друг книги;
3)послушен, равнодушен, добродушен, честен, глуп.
Большинство шизотимиков - скорее интраверты (т.е.люди закрытые для общения), в то время, как циклотимики - экстраверты (т.е. открыты для общения. Классификация Юнга).
Мышление циклотимика конкретно, пластически образно. У шизотимика преобладают абстракций, схемы, символика.
Уже Кречмер проследил радикалы "шизо", "цикло" в искусстве. Он заметил,что писатели циклотимики - чаще реалисты и юмористы (Бальзак,Рабле), а романтизм,патетика,моральное проповедничество - вотчина шизотимика (Руссо, Шиллер).
Искусство циклотимиков полно естественности, красочности, динамизма, занимательной остроты и мягкой лиричности.
У шизотимиков - тонкость и стильность, изысканность и причудливая фантазия ( Чюрленис ). В искусстве шизотимиков преобладают поиски формы, циклотимики жадно охотятся за сюжетами.
Вернемся, наконец, к карикатуре.
Понятно,что юмор циклотимиков должен вызвать свободный оздоравливающий смех, которому отдаешься самозабненно, к собственному удовольствию.
"Циклоидная" карикатура - броская, сочная, полна плотской силы, она всем доступна. Для нее характерна богатая цветовая гамма, жирная, энергичная, округлая линия.
Для Ц-юмористов важен сам персонаж, его личные качества и особенности, поэтому, наверное, в их работах сильнее звучит национальная тема (в отличии от шизотимиков, которые по своей природе скорее космополиты).
Для шизотимической карикатуры характерны едкие сарказмы, ирония. Она тоньше, изящнее, вызывает скорее не смех, а усмешку (см. Рис.1).
Рис.1. Улыбка шизотимика (а) и циклотимика (б)
Можно сказать, что проблемная графика с ее морализующей основой - в основном территория шизотимиков. К Ш-полюсу тяготеет и так называемая карикатура парадоксов, являющаяся зачастую упражнениями в абсурде, нарушениях формальной логики (например, "рояли" Майстренко или серия "цветов" Светозарова).
Ш-карикатуристы создали свой графический язык, служащий им для передачи логических схем, философских концепций. Это может быть скупая, близкая к машинной графике манера чеха Бартака (его персонажи зачастую лишены даже рта - их чувства и переживания не важны для карикатуриста); румына Чиозу.
Это может быть и сухая, несколько статичная графика Кардона, чьи роботизированные персонажи играют роль условных знаков в социальных построениях автора.
При сравнении изобразительной техники Ш и Ц полюсов следует иметь в виду, что для шизотимиков она служит в основном для передачи идеи, у циклотимиков - для передачи эмоции. Поэтому, имей мы эмоциональный термометр, то Ц-карикатура показалась бы теплой, Ш-карикатура - холодной. Шизотимик проявляет себя в своем творчестве как наставник, провидец; циклотимик же разговаривает по-приятельски (отсюда, наверное, шизотимиков больше уважают, а циклотимиков любят?).
Прежде чем расставить известных нам карикатуристов по шкале ШИ30-ЦИКЛ0, следует разъяснить избранную систему отсчета.
Для удобства сравнения творчества различных авторов за переменную величину на шкале мы выбрали относительную "циклоидность", т.е. степень преобладания циклоидной стороны его психики над шизоидной (Ц/П ) :
Следует еще сказать, что все исскуство ХХ-го века считается в значительной степени шизоидным, кроме того, произведения художников "Литературки" сильно сдвинуто в Ш-сторону относительно журнала Крокодил (оценка 1987-го года А.Ф.)
Мы ограничимся рассмотрением только современных карикатуристов.
Для сравнительного анализа рядом приведена шкала Ш-Ц для литераторов. Работы соседей по шкале могут сильно отличаться по характеру, иметь различный уровень, но по параметру Ш/Ц должны быть близки.
Итак, шкалы Ш-Ц приведены на рис.2 .
(Отметим, что на указанной диаграмме отражен скорее характер творчества перечисленных лиц, а не их психологический портрет. Последнее было бы и невозможно: многих художников автор лично не знает.)
Выделим наиболее характерных представителей групп. Начнем с В. Богорада, попавшего в центр оси и ставшего точкой отсчета.
У него мы наблюдаем и Ш и Ц радикалы, сильные и примерно равные по величине. В этом, по-видимому и секрет его успехов. Шизоидное содержимое его работ упрятано в циклоидную оболочку. Дополнительный эффект зритель получает, когда «раскусывает» начинку.
Г. Светозаров - представитель Ш-полюса. Его "специальность" - абсурдистский и социальный юмор. Другой Ш-полярник - Дмитрий Москин принес в карикатуру почти языческий символизм, его несколько агрессивные образы сродни пиктограммам (влияние Карельских скал?).
Сложная знаковая система, элемент ребуса вообще присущ Ш-карикатуристам. Вас вряд-ли ожидает преждевременная кончина от неудержимого хохота в окрестностях Ш-полюса, зато вполне можно обещать задумчивую улыбку и эстетическое наслаждение.
Наконец, о самом приятном - Ц полюсе. Приятном, потому что это профессия циклотимиков - радовать окружающих. Ц-полярники – клоуны и анекдотчики, энтертэйнеры в лучшем смысле этого слова. Самым ярким представителем автору всегда казался Guillermo Mordillo, все творчество которого – нескончающаяся веселая и яркая буффонада.
Умеет развеселить и Е. Осипов: его рисунки заряжены смеховой энергией, персонажи полны здоровой чувственности.
Еще Леви писал об определенных Ш-Ц периодах в искусстве, о том, что эпоха шизотимного искусства в перспективе сменяется циклотимным Возрождением (по принципу маятника) и наоборот. Искусство как бы отражает сиюминутную потребность общества то - в идейном реформаторстве, духовном совершенствовании, то - в возврате к традиционным ценностям и земным радостям.
Если на 70-е годы в России пришелся пик Ш-карикатуры, то в начале 3-го тысячелетия Ц-карикатуристы похоже берут реванш. Анализируя сегодняшнее состояние искусства карикатуры в разных странах, его можно представить себе как систему маятников, застывших в разных фазах Ш-Ц шкалы. При всей их асинхронности они определенно влияют друг на друга. Так Ш-отмашка в Европе и США в 60-е потащила за собой влево и российский маятник. Сегодня, когда интерес к «мыслительной» карикатуре в Европе несколько приутих, художники стран 3-го мира возносят на пьедестал кумиров проблемной графики 70-х.
В заключении естественно спросить: каков же практический выход приведенной классификации? Одной из возможных рекомендаций будет совет «играть на своем поле», шизотимикам не следует стремиться к Ц-полюсу, и, наоборот. Характер, темперамент как и цвет кожи поменять довольно трудно. Да и нужны человечеству шизотимики и циклотимики примерно в равной степени.
Интересное подтверждение этой мысли пришло совсем недавно. По данным известного психолога Владимира Кициса шизотимиком или циклотимиком человек является генетически, с самого рождения и даже с зачатия. «В книгах Вл. Кициса дано новое, более точное математически толкование терминов «шизотимик» и «циклотимик» по количеству пробитых нейронов, соединяющих области мозга, реализующие «Я» и стереотипные алгоритмы»
http://www.angelfire.com/ct2/whitecat/g ... Kitsis.htm
Автору представляется, что шкала Ш-Ц могла бы помочь достигнуть соответствия между психическим складом художника и особенностями его творчества. Ведь вполне возможна ситуация, когда молодой карикатурист-шизотимик будет безуспешно пытаться рассмешить публику до слез. Отрицательный результат сильно подорвет его веру в себя, станет тормозом в его профессиональном развитии. Тут-то и помог бы ему психолог (или хотя бы тест), указавший, в какой части шкалы ему следует работать (у автора нет готовых тестов для дифференциации по принципу шизотимик-циклотимик. Но, конечно же, познакомиться с таким тестом не сложно.)
Не исключено, что читатель придумает и иное применение Ш-Ц классификации. Во всяком случае автору будет приятно, если статья поможет желающим разобраться в беспокойном море современной карикатуры.
Январь 1987 г. Ленинград – Январь 2007 г. Миннеаполис
Андрей Фельдштейн
Andre_feld@yahoo.com
© Андрей Фельдштейн