Про Андрея Некрасова

Читальный зал клуба, где можно поговорить об интересных книгах, фильмах, полистать старые журналы.

Модератор: Andrey Feldshteyn

Про Андрея Некрасова

Сообщение zlatkovsky » Пт мар 13, 2015 6:13 am

Может быть, будет кому-то интересно... Написал в 2012 году к юбилею автора
и напечатано в очень скромном тираже его сборника.



АПОЛИТИЧНАЯ ПОЛИТИКА АНДРЕЯ НЕКРАСОВА


Это только на первый взгляд кажется, что простенькие и смешные рисунки Андрея Некрасова были предназначены для мимолётной улыбки зрителя. В действительности в реальных обстоятельствах начала 60-х годов, именно с первых публикаций Олега Теслера и Андрея Некрасова в журнале «Смена» началась непримиримая борьба двух идеологий в отечественной карикатуре.

"Непримиримой" эта борьба, конечно же, была только со стороны официальной сатиры — авторов «Правды», «Известий», «Крокодила» и десятков сатирических журналов союзных республик, основной задачей которых была так называемая «борьба за мир» и порицание отдельных недостатков внутренней жизни страны.
А молодые авторы «борьбой» не занимались — они просто выдумывали смешные
и невероятные истории, визуально совершенно не похожие в своей простоте, а порой и в наивности, на многоцветные полосные шедевры «героев соцтруда» от карикатуры.
Рисунки Андрея Некрасова на последней полосе «Смены» отличались от «крокодильских», т.е. «правильных», прежде всего аполитичностью: здесь не могло быть «борьбы за мир», поджигателей войны, вражеских радиостанций... — всего того, чем занималась официальная сатира.
Не было и расхитителей социалистического имущества, проворовавшихся зав. овощными базами, нерадивых председателей колхозов, совхозов, директоров МТС, не подготовившихся к зиме, к уборочной страде, стиляг и поклонников западной моды, тунеядцев и пьяниц... — главных героев обличительной сатиры внутреннего пользования.

Его изошутки отличались присутствием неунывающего, весёлого героя,
который всегда находил выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Автор создал героев, лишённых какой бы то ни было идентификации. Герои рисунков обезличены — простое обобщение лишает их признаков эпохи, среды, конкретного социума.
Однако, теряя свою персональную идентичность, герой становился только значительнее, так как вбирал в себя весь мир. Таким образом, герой Андрея Некрасова превращался в собирательный образ человека — это уже не человек конкретного времени, а человек «на все времена». Человек, который в своих житейских перипетиях, прежде всего, думает о сохранении своего Эго, своей «самости».
Для такого героя проблемы и проблемки «ежеминутной, ежедневной политики»
отступают на задний план или вообще не имеют значения. Главное для него —
сохранение своей индивидуальности, своего собственного взгляда на мир, всегда ироничного, парадоксального.

Герой Андрея Некрасова воспринимает социум как непреодолимую силу, но силу, которую можно... не замечать! Постепенно он прозревает и в результате делает открытие: «Есть! Есть высшая ценность в этой жизни — это сама жизнь человека, а не социума, нации, государства».
Андрей Некрасов сам назначает себя выразителем и носителем новой,
ещё не осознанной на уровне общественного сознания, социальной идеи — идеи отчуждённости личности от государства, от "великих строек коммунизма",
«завоевания космоса», «освоения целинных земель» , «каждая семья будет жить в отдельной квартире - торжественно обещает партия»... Всех стереотипных приманок-маркеров времени, которые государство постоянно расставляло на жизненном пути гражданина, заставляя его своей подавляющей пропагандой забыть о собственном, «личном» существовании во Вселенной.
Только такое «невнимание», а не трата сил на борьбу с социумом, позволяет герою открывать в себе новые перспективы, позволяет впервые в истории советской карикатуры говорить о месте Человека в мире.

В этой «аполитичной» политике – в разрушении примата государства над личностью – главная заслуга Андрея Некрасова, которую он на интуитивном уровне воплотил в своем творчестве.
Можно сказать еще об одном открытии автора - экзистенциональном взгляде на мир.
Впервые в истории карикатуры в России предпринимается успешная попытка
обсуждения общечеловеческих тем. Среди них главная – сама постановка вопроса и попытка разрешения основного противоречия жизни – конечности существования индивидуума и бесконечности мира.

На одном (не ошибёмся — программном!) рисунке Андрея Некрасова
оркестр вместе с дирижёром с удивлением обнаруживают в партере зрителя,
приготовившегося играть на скрипке. Это, конечно же, карикатура только по форме, на самом деле — глубокая философская притча о значимости одной личности, о персональной ответственности —пусть чудаковатой, странной (вот-вот вызовут «перевозку»), но именно такие поступки одной личности приводили к тектоническим сдвигам в социумах.
Появление Андрея Некрасова на страницах массовой печати совпало с другим событием — 50 лет назад в ноябре 1962 года в журнале «Новый мир - вышла повесть никому не известного рязанского учителя — «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
Я считаю, что эти два явления — Некрасов и Солженицын — события одного уровня для нашей жизни.

Михаил Златковский,
2012 г.
всем привет!
Аватара пользователя
zlatkovsky
 
Сообщения: 2973
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 2:59 am
Откуда: russia

Re: Про Андрея Некрасова

Сообщение Борис Эренбург » Пт мар 13, 2015 6:54 am

Ха!!!! Только что припомнил Андрея Некрасова по случаю поста Юры о Mattias Adolfsson, и на тебе: не я один. Флюиды... Очень мне нравился Андрей, есть у меня его лишь его сборничек "Мастеров совкарикатуры".
Хорошо написано.
С пожеланием успехов - Борис Эренбург
Best regards - Boris Erenburg
Аватара пользователя
Борис Эренбург
 
Сообщения: 8587
Зарегистрирован: Ср мар 14, 2007 1:29 am
Откуда: Israel


Вернуться в Почитать, посмотреть...

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 8


cron