Юрий Акопян » Ср апр 07, 2010 1:23 pm
ПО ПЕРВОЕ ЧИСЛО
Первоапрельская выставка иронической графики, фотографии и карикатуры с сюрпризом
Центральный дом архитектора
Клуб «АрС»
1 апреля 2010
Москва
Открытие выставки состоялось несколько раньше, 29-го, и с трагической ноты в связи с взрывами в метро. Поэтому не было телевизионщиков и репортеров из газет. Хотя можно было бы пригласить масс-медиа и 2-го, когда все собрались снова в гостеприимных залах Дома для встречи с питерцами, участниками выставки, – Виктором Богорадом, Андреем Поповым и Сергеем Самоненко – приехавших с подарками, новым альбомом Виктора Скрылёва в серии «Галерея мастеров искусства» издательства «Геликон плюс». Тогда же одна из наград выставки, «Премия имени Владимира Иванова», нашла своего героя Андрея Попова, получившего заодно еще несколько посторонних призов. Но и эта встреча была несколько омрачена тем, что группа участников выставки заболела, подхватив в день открытия грипп, в том числе организатор и руководитель мероприятия Виктор Скрылёв.
Как-то не очень хочется писать обзор выставки (не потому что «перегорел», но об этом ниже), а больше поразмышлять о том, как добиться того, чтобы вилась змея очереди, пришедших на вернисаж. Но что тут дельного и результативного можно придумать – выставку «запрещенной карикатуры»? А где она есть, существует ли такая, и достаточно ли она, если все же имеется, радикальна, чтобы привлечь внимание каких-нибудь погромщиков-фундаменталистов? И то, даже в таком случае в нашей бурлящей столице выставка вряд ли привлечет внимание широких кругов любителей изобразительного юмора; насколько я понимаю, в Сахаровский центр после скандала вовсе не хлынули толпы зрителей поглядеть в дырочку. Впрочем, ни о каком скандале я не мечтаю, просто хотелось подчеркнуть, что даже нарочитый радикализм не сработает.
Дело вот еще в чем, и это главное, не существует у нас собственно интереса к жанру, хотя бы потому, что развитого представления о карикатуре, которое бы корреспондировало с представлениями самих художников, почти нет. Карикатура, и это со всей выпуклостью показал корейский скандал, воспринимается как чисто смешной жанр, цель которого посмеяться. Все прочли слова художника Стефана Пере о том, что он не собирался насмехаться над трагедией, что рисунок и не задумывался, как смешной, но все дружно пропустили это мимо ушей, даже такой, вроде, образованный человек, ученый, специалист по Корее как Асмолов. А ведь он-то должен был учесть слова автора, понять его позицию и попытаться погасить страсти, а не разжигать их, публично беспокоясь за своих корейских друзей, как возможных мишеней «скинхедов».
Непонимание разнообразия карикатуры, ее возможностей, конкретных художественных задач естественным образом порождает, так сказать, «охранительную» (как можно смеяться над трагедией?) мораль и в то же время ставит нарушителя вне морали, упиваясь своими мстительными словесными гадостями («узкоглазые мрази»), демонстрируя одновременно наивное невежество, оголтелый морализм и ситуативный цинизм.
Представление о карикатуре, как только о разрядке, забаве, отдохновении присуще не только человеку с улицы. В общем и целом так ее понимает и просвещенная публика, называя это стёбом, когда говорит о Бильжо. Именно за это он и любим, как Меринов за приколы, но уже у другой публики.
Речь вовсе не о том, что названное выше какого-то не того сорта, наоборот, и то и другое, и стёб и приколы имеют свое место, свою ценность и необходимое для их создания дарование. Но то, что именно это – смешинки, ржачки, приколы и стёб представительствуют за всю карикатуру, вполне у нас разнообразную, это печально.
Так что же делать? Наверное, то же, что и всегда, но на каком-то ином качественном уровне, не претендуя на особое внимание публики, но и не без обращенности к ней. Нынешняя выставка, как и череда предыдущих, прежде всего аморфна. А потому необходимо ее структурировать. Не присуждать премии (заслуженные) просто потому что это хорошие карикатуристы, но по разным номинациям, например: политическая карикатура, юмористический рисунок, ироническая графика, эксперименты в разных материалах итд. Соответственным должно быть жанровое членение экспозиции, которое бы соответствовало ожиданиям: вот это не просто странная картинка, но экспериментальная, как и следующие в этом разделе. Итд.
Ну и, наконец, необходим гораздо более строгий отбор, как в эстетическом аспекте, так и в содержательно-смысловом, а также при соблюдении временных рамок, чтобы не выставлялись старые работы, не поймешь каких лет, какой давности. Естественным представляется положение, когда выставка действительно отражает время, то, чем жили художники в минувшем году, что их волновало. И при этом отбор не должен быть только прерогативой отборочного жюри, сами художники обязаны гораздо серьезнее относиться к своему выбору и не тащить на выставку первые попавшие под руку почеркушки для галочки, для того, чтобы отметиться.
Замечательно, что на этот раз раздвинулись географические рамки и впервые в московской выставке приняли участие питерцы (говорили и об участии украинцев, но кроме Федько, как автора плаката, я никого не заметил).
И, наконец, о нынешней экспозиции, аморфной, как я выразился выше. Такая ее особенность совсем не вдохновляет на обзор, на некий «штучный» анализ произведений. Разбор удач и неудач, наверное, имеет смысл тогда, когда представленный материал не случаен, современен, когда в нем можно проследить тенденции, их развитие, отражение изменений в мире, смену стилей и приоритетов.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.
Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.