Техника фроттажа

Обсуждение секретов мастерства, технических приемов. Художественные аксессуары, программные средства. Множительные устройства, высококачественная печать.

Модератор: Andrey Feldshteyn

Техника фроттажа

Сообщение Andrey Feldshteyn » Пт фев 08, 2008 6:19 pm

Источники:
http://forum.artnow.ru/archive/index.php/t-18-p-4.html
http://www.coll.spb.ru/public/38.php
big.spb.ru

«Макс Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической
мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий на свете фильм
и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным
сиянием». (Андре Бретон)

Немецкий, французский и американский живописец и скульптор, основатель дадаизма,
один из ведущих сюрреалистов, Макс Эрнст родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891.
В 1908–1914 параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию, психологию
и историю искусства в Боннском университете. В 1919 в Кёльне участвовал в создании
группы дадаистов — приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди
художников, писателей и критиков, разочарованных войной и стремящихся опровергнуть
установленные общественные, моральные и художественные ценности.

В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Для них он брал гравюры из научных
изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов
и т.п. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение,
превращался в сюрреалистический образ. Эрнст делал целые серии таких работ, например
«роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. В 1922 Эрнст
переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. В 1924 он присоединился к Андре Бретону
и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм — направление в искусстве,
стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма»
или техники свободных ассоциаций. Фрейдистские взгляды настолько были усвоены
многими лидерами сюрреализма, что превратились в их способ мышления. Они даже не вспоминали
о том, из какого источника взято то или иное воззрение или подход. Так, Макс Эрнст развивал свое
зрительное воображение, созерцая предметы прихотливой, иррациональной формы.

В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж
перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Например, лист помещался
на необструганное дерево и протирался грифелем или углем; в результате на нем получалось изображение,
напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. Художник использовал
и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только
что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах.
Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей
растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду. Художник населял
такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых.

Изображение
Эрнст работает над фроттажем

Изображение
Max Ernst
Les moeurs des feuilles (Blatt 18 )
aus: Histoire Naturelle, 1926

http://www.ac-reunion.fr/pedagogie/clglasaline/Artplast/Musee/OeuvresReferences/Ernst2.jpg
Max ERNST (1891-1976), Vision provoquée par l'aspect nocturne de la Porte de Saint-Denis (1927),Frottage huile/toile, 60x82cm Coll. Marcel Mabille, Bruxelles.

Изображение
"Epiphany" (1940) is an example of decalcomania
Последний раз редактировалось Andrey Feldshteyn Пт фев 08, 2008 7:48 pm, всего редактировалось 4 раз(а).
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12266
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Сообщение Andrey Feldshteyn » Пт фев 08, 2008 6:36 pm

Фроттажи Бахчаняна.

Справка:
Вагрич Акопович Бахчанян
Поэт, художник
Родился 23 мая 1938 года в Харькове. В 1957 году поступил в Харьковскую Студию декоративного искусства,
учился у Василия Ермилова - известного авангардиста 20-х годов. Участвовал в выставках неофициальных художников
и поэтов. В 60-х годах переехал в Москву, очень скоро стал известным в художественных кругах ангдерграунда.
Особенно близок был художнику Илье Кабакову и поэту Эдуарду Лимонову. Коллажи В.Бахчаняна были
опубликованы в "Литературной газете", журналах "Знание - сила" и "Юность". В 1974 году эмигрировал в США.
Участник многих выставок в Европе и США. Живет в Нью-Йорке.


Представляю раннего Бахчаняна с сайта http://kkk-bluelagoon-2.nm.ru/tom3a/bah1.htm

По технике похоже на фроттаж, но кровью под этим утверждением не подпишусь. (А.Ф.)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ну а вот для сравнения более современный американский Бахчанян:

Изображение
Последний раз редактировалось Andrey Feldshteyn Пн окт 26, 2009 1:36 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12266
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Мастерская

Сообщение Sergei Tunin » Пт фев 08, 2008 11:34 pm

Этот американский верблюд просто плакат с ранним фотомонтажем
из "Литературки"...
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение Юрий Акопян » Сб фев 09, 2008 5:31 am

Точнее, коллаж.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

мастерская

Сообщение Sergei Tunin » Сб фев 09, 2008 9:28 am

Почему же в данном случае точнее коллаж? Изначально Бахчанян
вырезал где-то картинку с верблюдом, пририсовал вместо горбов
шляпу. отдал в фотолабораторию в "Литгазете". Ему там это пересняли
увеличили контраст и назвали это "фотографика".
А то , что мы видим на сайте это плакат или афиша с использованием
этой старой картинки из "Литературки". Но уже пропущенной через
фотошоп с добавлением шрифта, растяжки и.д.
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение Юрий Акопян » Сб фев 09, 2008 10:12 am

Изначально именно коллаж.
Фотошоп, фотожоп...
Макс Эрнст тоже не просто компоновал фрагменты книжных и журнальных иллюстраций.
Приклеивание было у него рабочим моментом, потом он фотографировал композицию,
а затем заказывал клише. Только благодаря репродукции Эрнст добивался нужного эффекта
гомогенности окончательного продукта. В сущности оригинал его коллажа - репродукция.
Сам пальцем на оригинале проверял.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва


Вернуться в Мастерская

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


cron