Наталья Азаренко
История любви в картинах: Эгон Шиле и Валли Нойциль
Трудно поверить, но главной музе и, видимо, единственной возлюбленной Эгона Шиле
было всего 23 года, когда она умерла от скарлатины. Да и роман их длился каких-то
четыре года — но этот период стал едва ли не самым плодотворным в жизни художника,
ненадолго пережившего свою юную нимфу. А разлучила их вовсе не смерть — причиной
разрыва стала женитьба Шиле на другой: более социально приемлемой кандидатуре.
Юное дарование
В начале прошлого века профессия натурщицы по престижности и восприятию социумом
мало чем отличалась от занятия проституцией. Как правило, позировали художникам женщины
из низших социальных слоев, без образования и хорошей родословной. К ним относилась
и Вальбурга Нойциль.
Она была незаконнорожденной: девочке исполнилось полгода, когда родители поженились
и Валли получила фамилию отца — учителя в провинциальном городишке недалеко от Вены.
Когда Йозеф Нойциль умер (предположительно в 1905 году), мать с детьми (у Валли было
еще младших три сестры) переехала в Вену. Жили они небогато, часто меняли место жительства,
и девушке пришлось самой начать зарабатывать на жизнь: кассиром, продавщицей, демонстратором
одежды в магазинах — где только брали.
По одной из версий, в 1911 году Эгона Шиле с Валли познакомил его наставник и покровитель
Густав Климт. Та якобы тоже служила у него моделью, а молва приписывала роман между
16-летней натурщицей и почти 50-летним художником. Но этот факт никогда не был подтвержден
документально, оставаясь не более чем сплетней.
Эгон Шиле.
Густав Климт в синем халате, 1913
Поначалу отношения Нойциль и Шиле были профессиональными: художник даже платил
девушке за позирование. Но довольно быстро они переросли в бурную связь, отблески которой
были слишком горячи для добропорядочных австрийских бюргеров. Когда парочка поселилась
в городке Крумау (ныне — Чески-Крумлов на территории Чехии), откуда родом была мать
художника, то были вынуждены переехать оттуда уже спустя полгода из-за жалоб соседей
на аморальный внебрачный союз. На память о непродолжительном периоде проживания
в Крумау остались восхитительные полотна Шиле с живописными видами на открыточные дома.
Дома с пестрым бельем
Эгон Шиле. 1914, 99×119 см
Веселые картинки
Пара переехала в город Нойленгбах, но стало только хуже. Здесь Шиле вообще загремел
за решетку. По некоторым сведениям, полиция нагрянула в студию художника в поисках
сбежавшей из дома девочки, которую Эгон и Валли приютили на ночь. Обнаружив в мастерской
довольно вызывающие по тем временам рисунки с обнаженной Нойциль и другими моделями,
художнику выдвинули обвинения в распространении непристойных изображений.
Эгон Шиле. Тюрьма. "Я чувствую себя не наказанным, а очищенным", 1912
Пока шло судебное разбирательство, Шиле три недели провел в тюрьме. В этот период Валли
всячески поддерживала его, приносила еду и материалы для рисования. Позже он напишет:
«Среди моего ближайшего окружения не нашлось никого, кто что-либо сделал для меня.
Кроме Валли, с которой я не так давно был знаком. Но ее поведение было настолько благородным,
что я был покорен». В итоге Шиле был осужден за демонстрацию произведений эротического
содержания в присутствии несовершеннолетней и отбыл еще три дня наказания сверх тех,
что уже провел за решеткой.
Это был не первый и не последний скандал с Шиле, в который оказалась втянутой Валли
прямым или косвенным образом. Бурление в среде католической общественности вызвала
картина маслом «Кардинал и монахиня» 1912 года. Помимо возмутительного сюжета, публика
усмотрела черты самого художника в лице монахини, а у кардинала — ноги Нойциль (такими
они выглядели на одной из акварелей, изображавших девушку).
Эгон Шиле. Женщина в сером плаще, стоящая на коленях. 1912
Эгон Шиле. Автопортрет с поднятым голым плечом. 1912
Иллюстрации выше: картины, из которых «растут ноги» кардинала со скандальной
картины, и лицо монахини.
Верой и правдой
Союз с Валли был для художника благодатным и благотворным во многих отношениях.
Она была неутомимой моделью и позировала без устали — как соло, так и вместе с
другими девушками (к тому же это позволяло присматривать за ними, чтобы те ненароком
не соблазнили страстного Шиле). Считается, что именно в период романа с Нойциль он
окончательно созрел и утвердился как творец. К этому же времени относят едва ли не все
его лучшие и узнаваемые работы.
Валли в красной блузке
Эгон Шиле, 1913
Зашкаливающая чувственность Валли и полное отсутствие комплексов немало способствовали
вдохновению Эгона, он писал ее без устали. Картины запечатлели его особое отношение к модели:
изображения проникнуты теплым чувством, которое делает их такими притягательными,
проникающими в сознание и моментально обретающим там постоянную прописку.
Слева: Эгон Шиле. Обнаженные девушки, 1912
Справа: Эгон Шиле. Женщина в нижнем белье и чулках, 1913
Неожиданным для окружения художника стала деловая хватка натурщицы, которую никто
не воспринимал всерьез. Оказалось, ей под силу было ведение всех финансовых дел Шиле,
общение с клиентами, коллекционерами и владельцами галерей. Она была его доверенным
лицом и лично относила заказчикам рисунки эротического содержания, вносила плату за
аренду жилья, была одновременно менеджером и экономкой.
Не будучи дамой робкого десятка, Валли оставалась ранимой, и жестокие ремарки соседей
или клиентов Шиле касательно ее социального статуса могли легко довести до слез. Артур
Рёсслер, друг и покровитель художника, называл Валли «его тенью». А в 1915 году, после
получения повестки о призыве на военную службу, Шиле напишет в письме Рёсслеру, что
планирует «жениться как можно выгоднее, не на Валли».
Эгон Шиле. Валли Нойцель
Предательство и смерть
Некоторые источники указывают, что с будущей женой художника познакомила чуть ли не
сама Валли. Эдит Хармс проживала по соседству с венской мастерской Шиле и происходила
родом из не особо зажиточной, но благопристойной семьи с хорошей репутацией.
Слева: Эгон Шиле. Портрет жены художника, 1917
Справа: Эгон Шиле. Портрет Эдит Шиле, жены художника, 1915
Судя по портретам, Шиле питал определенные чувства к жене: как минимум привязанность.
Это вряд ли был брак по расчету в чистом виде, либо со временем перерос во что-то большее,
как это иногда бывает. Но на картинах, посвященных Эдит, нет и малой толики той страсти,
которой буквально пропитаны акварели с Нойциль.
Но и расстаться с Валли раз и навсегда Эгон тоже не мог и поэтому повел себя как настоящий
чудак. На их последней встрече в кафе Айхенбергер он, не говоря ни слова, протянул
возлюбленной письмо, которым уведомлял ее о своей женитьбе на Эдит и предлагал Нойциль
каждое лето проводить совместный отпуск только вдвоем, без супруги. Валли не стала принимать
это унизительное предложение и удалилась, сохраняя самообладание: без пафоса, истерики и слез.
Девушка из низших слоев общества оказалась гораздо более стойкой, чем кто-либо мог ожидать.
Удар в спину от Шиле не сломал ее, напротив — она пошла учиться на медсестру и трудилась
в венском военном госпитале. А в конце 1917 года Валли умерла от скарлатины в хорватском
городе Синь, куда отправилась в составе миссии Красного Креста.
По легенде, Шиле, узнав о ее гибели, переименовал картину «Мужчина и девушка», написанную
в 1915 году, в «Смерть и девушка». Прообразами героев полотна были сам Эгон и его непревзойденная
муза. Может быть, таким образом он сообщал, что считал себя виновным в ее кончине. Ведь останься
он с ней, Нойциль не отправилась бы ухаживать за ранеными и, возможно, осталась жива. Но ему самому
оставалось жить совсем недолго: всего десять месяцев спустя Эгон и беременная Эдит умерли от испанского
гриппа.
Смерть и девушка
Эгон Шиле. 1915, 150×180 см
Текст полностью: https://artchive.ru/publications/2954~I ... li_Nojtsil
Биография Шиле: https://artchive.ru/artists/1142~Egon_Shile/biography
Работы Шиле: https://artchive.ru/artists/1142~Egon_Shile/works
Девять фактов, которые меняют представление о художнике Эгоне Шиле: https://artchive.ru/publications/1010~D ... gone_Shile