7 запрещенных когда-то картин

Новости культуры, не имеющие прямого отношения к карикатуре. Интервью со знаменитыми художниками, литераторами, музыкантами, актерами и пр.

Модератор: Andrey Feldshteyn

7 запрещенных когда-то картин

Сообщение Andrey Feldshteyn » Чт янв 23, 2020 3:40 pm

ADME.RU:

Искусство никогда не шло на поводу у власть имущих.
И даже у самых ярых приверженцев идеи «искусства
ради искусства» нет-нет да и проскальзывает сюжет,
неугодный тем, кто имеет возможность вершить судьбы.
Одни картины удается быстро реабилитировать, а другие
произведения могут ждать «выхода в свет» годами. И это
притом, что мастерство художника может быть на высоте.
Но кого это волнует, если сюжет на злобу дня?

Мы в AdMe.ru собрали самые выразительные примеры
цензуры, чтобы вы могли поближе познакомиться с
шедеврами «запрещенного искусства».

1. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин, 1885 г.

Изображение
© wikimedia

Мир знает это произведение искусства под именем
«Иван Грозный убивает своего сына». Но мало кто
знает, что, когда художник закончил свое полотно,
Александру III и его окружению очень не понравился
сюжет картины. Поэтому 1 апреля 1885 г. она была
запрещена к показу, став первой картиной, которую
подвергли цензуре в Российской империи. И только
через 3 месяца, 11 июля 1885 г., по ходатайству
близкого ко двору художника Алексея Боголюбова
запрет был снят.

2. «Раздача продовольствия», Иван Айвазовский, 1892 г.

Изображение
© wikipedia

Необычная картина посвящена событиям 1891–1892 гг.,
когда Америка послала в Россию гуманитарную помощь
в момент экономического и эпидемического кризиса,
охватившего основную часть Черноземья и Среднего
Поволжья. Положение людей было бедственным, и
император Николай II лично поблагодарил Америку
за существенный финансовый вклад. Но одно дело
быть благодарным, и совсем другое — выставлять
данный период истории на всеобщее обозрение.
Неугодную правительству картину Айвазовский во
время своего визита в США подарил вашингтонской
Corcoran Gallery of Art (вместе с картиной «Корабль
помощи» с тем же сюжетом).


3. «Что есть истина?», Николай Ге, 1890 г.

Изображение
© wikipedia

Написал картину русский живописец Николай Ге
(1831–1894). И хотя сейчас она находится в Третьяковской
галерее (по просьбе самого Льва Толстого), но на момент
своего создания картина навлекла на себя много критики
как со стороны Священного Синода, так и со стороны
государственных мужей, и в итоге ее сняли с выставки
Товарищества передвижников в 1890 г. Все дело в том,
что художник подобрал необычное световое решение
для своих персонажей: если обычно Иисуса изображали
в сиянии солнечного света, то тут он стоит в тени, явно
контрастируя с залитой солнцем фигурой Пилата. А ведь
свет по традиции отождествляется с добром, а тьма — со злом.
Немаловажным фактором негативной реакции на данное
произведение было еще и то, как именно здесь изображен
Иисус: на картине он тщедушный и жалкий, лишенный
значительности. Неудивительно, что ее убрали с выставки.


4. «Мистерия XX века», Илья Глазунов, 1978 г. и 1999 г.

Изображение
© glazunov

Довольно необычная картина современного художника
произвела невероятный фурор, поскольку на ней наиболее
значительные фигуры эпохи были изображены совсем
не в том свете, в каком их обычно представляли художники
того времени. Глазунова чуть не сослали в Сибирь
(ему чудом удалось этого избежать), а все из-за того,
что он отказался менять изображение Солженицына
(известного врага власти) на Брежнева. Картина надолго
пропала из виду, но в 1999 г., когда режим пал и появилась
возможность выставить полотно, художник представил
2-й вариант «Мистерии ХХ века» с добавленными
историческими лицами и постперестроечными эпохальными
событиями.

5. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие», Николай Неврев, 1866 г.

Изображение
© wikipedia

И хотя нет прямых указаний на существование запрета
на эту картину, все же данное полотно вызывало неудовольствие
тем, что служитель церкви изображен здесь в явно нетрезвом
виде. Да и сама атмосфера картины говорит о том, что
происходящее на ней далеко от общепринятого идеала.
Художник Николай Неврев написал множество полотен на
исторические и бытовые темы, причем некоторые из них
были очень близки к журнальным карикатурам.


6. «Натурщица», Николай Янчук, 1927 г.

Изображение
© artchive

«Натурщица» — картина украинского художника, одно
из тех многочисленных полотен, которые собирали по
всей Украине до 1937 г. Их хотели уничтожить, потому
что сюжеты не были идеологически выверенными, а авторы
подвергались всяческим гонениям и репрессиям. Война
помешала планам уничтожения, и картины чудом сохранились
до наших дней в закрытых фондах музеев. Сейчас
полотна выставляются, и мы можем только порадоваться,
что они дошли до нас в целостности и сохранности.

7. «Освящение публичного дома» (эскиз), Владимир Маковский, 1900 г.

Изображение
© cyclowiki

Данная работа Владимира Маковского, знаменитого русского художника,
так и не была закончена. Вероятно, живописец понимал, насколько
невелики шансы пройти церковную цензуру с таким сюжетом. В эскизе
ярко читается протест против современной художнику действительности,
в которой могли происходить подобные абсурдные вещи.

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhn ... u-1641215/
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 11312
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Вернуться в Культур-мультур

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3