Вчера был на выставке работ Иржи Коларжа в галерее "Зураб" на Тверском бульваре, 9. Нечаянно узнал.
Сегодня последний день.
Выставка большая - в пяти залах на двух этажах.
Коларж - одно из моих юношеских открытий, оставшихся навсегда в сердце.
Фамилия его забавным образом калькируется с коллажем (в произношении "рж" ближе к "ж"),
хотя ничего общего ни с творческой техникой, ни со склейкой как таковой не имеет - в переводе Колесник,
по привычной для евреев модели фамилий от названий ремесленных профессий.
Вот сейчас перевел фамилию и впервые подумал о нем как еврее, хотя недвусмысленные подсказки
к тому есть в так называемых хиазмажах, плоских или рельефных работах, иногда просторных
как столешница письменного стола, заклеенных в структурирующий космос кусочками, величиной с марку,
печатного текста на иврите.
Когда-то, еще в 30-х, молодой поэт впервые встретился с сюрреалистическим коллажем
и эта встреча родила в нем художника в этой технике, в которой он стал виртуозом и новатором,
создав новые ее виды: роллаж, хиазмаж, рапортаж, конфронтаж, стратиаж, антиколлаж,
сквозаж (проллаж) и комкаж (мухляж).
Я пробовал технику комкажа, но у меня не получилось. Оказывается, перед тем как скомкать,
нужно было репродукцию намочить.
"Хорошо увлажненную бумагу, - пишет поэт, - может скомкать каждый, а если не сможет,
достаточно бросить журнальную страницу в дождь на тротуар. Дождь и ботинки прохожих,
а может автомобильные шины, сделают это за него."
Когда б вы знали из какого сора...
Вот ведь ярчайший пример судьбообразующего влияния фамилии (имени), всего лишь
на призрачных формальных основаниях созвучия, во что не может поверить, что не может допустить
социальный рационалист и реалист Бонд.
Коларж художник, не умеющий ни рисовать ни писать кистью, лишь скоропись его руки можно
иногда обнаружить на его композициях. Несколько его работ, антиколлажи "В ожидании Руссо"
и "В ожидании Дон Кихота", живописные копии знаменитых полотен Руссо и Домье, где отсутствует
главный персонаж, Таможенник в одном случае и в другом - рыцарь печального образа, помог ему
создать профессиональный живописец (имя забыл). Во всех остальных случаях физическое
присутствие автора можно, наверное, обнаружить в не видимых невооруженным глазом отпечатках
его папиллярных линий.
То. что годится лишь для пульпы вторичного бумагоделательного производства, что есть лишь
репродукционные отходы Галактики Гутенберга способно преобразиться в поэтическое первоначало,
возродиться драгоценным достоянием глаза, воплощенным видением воображения. Вот что для меня Иржи Коларж.