Борис Эренбург писал(а):Прекрасные произведения!
Х А Л Т У Р А ! ! !
И даже не с точки зрения упомянутого здесь недавно такого класициста как Лансере,а просто по определению ЗАКАЗНОЙ работы.Явно,что Пикассо вымучивал ,заставлял себя заниматься не интересным для себя делом.Понятно,что как гению,ему все было подвластно,все техники и материалы,но по сравнению с его живописными работами,конечно,-это детский лепет!Воллару как торговцу произведениями искусства было выгодно соблюдать политику диапазона цен,то есть наряду с дорогостоящими живописными громадными станковыми работами иметь относительно дешевые тиражные графические.Сто досок,с каждой по сто оттисков...умножаем...получаем,один пишем...это будет...это ..на ум пошло...будет это...бешеные деньги!!Примерно в это же время Воллар носился с идеей иллюстрирования литературных произведений и распихивал аналогичные заказы всем художникам с которыми работал.Все они сделали,кто больше,кто меньше,в разных,(но непременно тиражных ) техниках иллюстрации или "по мотивам" ,как Пикассо,Овидия,или впрямую как Шагал "Мертвые души"...Не помню,кто из них к каким произведениям старался,но и в Питере,и в Москве недавно были выставки этих графических листов.Там и Матисс,и Руо...много кто был .Начинался 20 век,но 19,по инерции, еще нёс в себе блеск мастерства века гравюры.В Париже было огромное количество печатных мастерских в которых работали замечательные мастера-печатники способные не только печатать сам тираж, и брать на себя всю муторную техническую часть работы графика,но и часто,даже улучшить,"вытянуть" плохо,неряшливо,халтурно сделанные авторами печатные плата(доски,камни,осуществить прямые переводы со специальной бумаги ..итд).Я говорю,"халтурно" не потому,что художники плохи,а потому,что живописцу не всегда,не сразу понятна специфика технических приемов.Уже одно то,что изображение получается в итоге зеркальным,вызывает у них удивление.Впрочем,это долгий разговор.Короче,-это теперь называлось бы "Livre d"artiste"-дорогущие книги в роскошных переплетах,на бумаге ручного отлива,высокая печать текста,вручную с авторскими подписными листами(не офсетными) //офсетные тиражи-это тысячи,а офорт и литография-это десятки,сотня,ну две,редко три сотни экз.//произведениями ...не путать с Бук-арт.Да,так о чем бишь это я...А,после того,как были напечатаны все эти тиражи текстов,офортов и литографий (были и другие техники,линогравюра,в частности) Воллар умирает, и остаются на складах не сбошюрованные,не сшитые листы которые пошли в распыл,в продажу.Сегодня с развитием множительной техники каждый может иметь у себя дома "оригиналы" хоть Рембрандта,хоть Пикассо.Отличить ксерокс от литографии,шелкографии,да даже и офорта, может не всякий.
Тень Му-му, хоть и плавуча, но должна знать свое место.