artchive.ru:
«Я не только делаю то, что хочу, но делаю это по-своему, а не под влиянием какого-либо другого художника».
Феноменальный Эрте — один из «столпов» стиля ар-деко, — фигура почти мистическая. Родившись в XIX веке в
России и уйдя в мир грез в конце XX века во Франции, он прожил почти столетие, а его легендарный псевдоним
составлен из заглавных букв реального имени.
Роман Тыртов родился в 1892 году в Санкт-Петербурге в семье адмирала и был потомком знатного рода,
который — по одному из предположений, — происходил от татарского хана Тырта. Псевдоним Эрте (Erté) —
это акроним двух инициалов: Р[оман] Т[ыртов]. Его художник взял для того, «чтобы не позорить семью».
Кстати, по такому же принципу построен и псевдоним автора всемирно известных комиксов про Тинтина —
Эрже (настоящее имя Жорж Реми). Но это так, к слову.
Роман с трёх лет увлекался рисованием, а свой первый эскиз платья сделал в возрасте шести лет.
Его мать пришла в восторг и показала набросок знакомой портнихе, которая сшила вечерний туалет.
Первые профессиональные советы юному дарованию дал ни кто иной, как Илья Репин, и в последствие
мальчик занимался с учеником этого знаменитого живописца Дмитрием Лосевским.
Жемчуг
Роман Петрович Тыртов (Эрте)
Успешно сдав экзамены, 19-летний Роман выпросил в подарок загранпаспорт и навсегда уехал из России,
сначала — в свой любимый Париж. Об этом городе — центре моды, красоты и искусства, — он мечтал с семи лет,
когда побывал на Всемирной выставке. В своём новом доме и под новым именем Эрте начал работать в ателье
самого прогрессивного кутюрье того времени Поля Пуаре, создавая эскизы туалетов, головных уборов и аксессуаров.
Сюжет 22
Роман Петрович Тыртов (Эрте)
В 1915 году молодой человек получил предложение о сотрудничестве от журналов Harper’s Bazaar и Vogue.
Не в силах сделать выбор, он просто кинул жребий. Случай указал на Harper’s Bazaar, для которого в следующие
годы художник создал сотни обложек, тысячи рисунков и эскизов.
«Чем бы был наш журнал без обложек Эрте?», — вопрошал владелец журнала Уильям Хёрст.
Эрте до конца жизни питал пристрастие к яркой одежде и экстравагантным аксессуарам. Костюмы он носил
«с неповторимым изяществом, с каким дикая кошка носит свой мех», писал один из журналистов. Художнику
нравились яркие шейные платки, цветные рубашки и, конечно же, дорогая обувь.
Изумительная
Роман Петрович Тыртов (Эрте)
Танцовщица нью-йоркского ревю Зигфильда в костюме от Эрте. Фото: liveinternet.ru
В течение двадцати лет постоянным спутником, другом и администратором Эрте был князь
Николай Урусов. Его смерть вполне соответствовала декадентскому образу жизни: весной
1933 года партнёр художника укололся шипом розы и спустя несколько дней умер от заражения
крови. «Мой мир, казалось, рушился вокруг меня. Я чувствовал себя последним представителем
исчезнувшей эпохи», — вспоминал позже Эрте.
В 1960-е годы Эрте захватила скульптура — он начал делать изящные статуэтки из бронзы.
«Я испытываю чувство возбуждения всякий раз, когда вижу и трогаю бронзу из моей коллекции скульптур», —
говорил он.
Подробно:
https://artchive.ru/publications/1424~R ... rafii_Erte