Источники:
http://forum.artnow.ru/archive/index.php/t-18-p-4.html
http://www.coll.spb.ru/public/38.php
big.spb.ru
«Макс Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической
мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий на свете фильм
и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным
сиянием». (Андре Бретон)
Немецкий, французский и американский живописец и скульптор, основатель дадаизма,
один из ведущих сюрреалистов, Макс Эрнст родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891.
В 1908–1914 параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию, психологию
и историю искусства в Боннском университете. В 1919 в Кёльне участвовал в создании
группы дадаистов — приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди
художников, писателей и критиков, разочарованных войной и стремящихся опровергнуть
установленные общественные, моральные и художественные ценности.
В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Для них он брал гравюры из научных
изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов
и т.п. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение,
превращался в сюрреалистический образ. Эрнст делал целые серии таких работ, например
«роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. В 1922 Эрнст
переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. В 1924 он присоединился к Андре Бретону
и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм — направление в искусстве,
стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма»
или техники свободных ассоциаций. Фрейдистские взгляды настолько были усвоены
многими лидерами сюрреализма, что превратились в их способ мышления. Они даже не вспоминали
о том, из какого источника взято то или иное воззрение или подход. Так, Макс Эрнст развивал свое
зрительное воображение, созерцая предметы прихотливой, иррациональной формы.
В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж —
перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Например, лист помещался
на необструганное дерево и протирался грифелем или углем; в результате на нем получалось изображение,
напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. Художник использовал
и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только
что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах.
Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей
растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду. Художник населял
такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых.
Эрнст работает над фроттажем
Max Ernst
Les moeurs des feuilles (Blatt 18 )
aus: Histoire Naturelle, 1926
http://www.ac-reunion.fr/pedagogie/clglasaline/Artplast/Musee/OeuvresReferences/Ernst2.jpg
Max ERNST (1891-1976), Vision provoquée par l'aspect nocturne de la Porte de Saint-Denis (1927),Frottage huile/toile, 60x82cm Coll. Marcel Mabille, Bruxelles.
"Epiphany" (1940) is an example of decalcomania