Василий Александров писал(а):Sergey Samonenko писал(а):Из книги «Искусство современной карикатуры» (Киев. 2004 г.)
...
...
О Господи...
Книга Владимира Казаневского весьма любопытна и оригинальна.
Спорная в части выводов и заключений, местами нудная и заумная (с моей точки зрения) по форме, но в ней огромное количество интересных фактов, примеров-рисунков и вообще много интересной информации по Теме. В частности, о журнале «The NY» и его художниках.
Привожу избранные места:
Часть 1. Истоки становления современной карикатуры «без слов»
…
В тридцатые-сороковые годы двадцатого века в мире появилась «новая» карикатура, которая имела и имеет принципиальные отличия. Такую карикатуру называют «философской», или «проблемной графикой», или карикатурой «без слов». «новые» карикатуры представляю собой самодостаточные невербальные произведения искусства, которые имеют философский , психологический и другие подтексты. Они не являются лишь сатирой, направленной на недостатки общественной жизни. Главная сущность современных карикатур «без слов» заключается в способности остроумной критики философских основ бытия.
…
Основой зарождения «новой» карикатуры явились творческие поиски художников и издателей.
Можно предположить (выделено С.С.), что одним из родоначальников современной карикатуры «без слов» был творческий коллектив основанного в США в феврале 1925 года журнала «The New Yorker».
Фактически выравнивание значения текста и рисунка в периодическом издании впервые было провозглашено главным редактором журнала Г. Россом в предисловии к первому выпуску. Г.Росс заявил: «The New Yorker» будет отражением жизни большого города в словах и картинках» [1]. То есть изначально предполагалось, что карикатурам в журнале будет придаваться такое же большое значение, как и текстам. Уже в первом выпуске журнала было опубликовано много разнообразных карикатур. О нем шутливо говорили, что это лучший журнал в мире для тех, кто не умеет читать.
Первые карикатуры, которые были опубликованы в журнале «The New Yorker», являлись жалким подражанием произведениям художников старейшего английского журнала «Punch», основанного в 1841 году. Однако вскоре на страницах журнала стали появляться оригинальные рисунки самобытных американских карикатуристов. Все же это были типичные для своего времени иллюстрации к диалогам и более сложным «многоходовым» текстам. Однако Г. Росс относился к рисункам очень придирчиво. По мнению этого редактора, «читатель точно дорлжен знать кто, что и кому говорит» [2]. Г.Росс призывал художников к точности и лаконичности рисунка. Постепенно его начали раздражать и усложненные тексты карикатур. Персонажи карикатур обозначались в сопроводительных текстах именами, принадлежностями к профессиям, по половому и возрастному признакам. И это начало раздражать редактора.
В журнале появились революционные для своего времени карикатуры с «однолинейными» подписями. Хотя в других ведущих юмористических изданиях того времени, таких как «Punch» и «Life», продолжали публиковаться стереотипные карикатуры. С этой точки зрения интересной представляется беседа между штатным писателем журнала «The New Yorker» Д. Мак Гинессом, британским карикатуристом и писателем О. Герфордом и художником, а затем и издателем журнала «Life» Ч. Гибсоном. «Гибсон заметил, что он не считает, будто «The New Yorker» был первым. Герфорд не согласился. Он сказал, что «Punch» имеет успех благодаря карикатурам с длинными шутливыми подписями под ними. «Life» имеет успех благодаря сведению шуток к форме «он – она». А «The New Yorker» сконцентрировал их в «однолинейной» шутке» [3].
Первым художественным редактором журнала был Р.Ирвин. Он начинал свою карьеру как неоплачиваемый художник-карикатурист газеты «The San Francisco Examiner». В двадцатипятилетнем возрасте Р. Ирвин переехал на Восточное побережье и начал постоянно сотрудничать с журналами «Life» и «Cosmopolitan». В 1924 году он присоединяется к консультативной группе по созданию нового журнала «The New Yorker». Для обложки первого выпуска журнала Р. Ирвин изобразил проворного господина с моноклем, в высокой элегантной шляпе. В период с 1925 по 1958 годы работы этого художника появлялись на обложках журнала 169 раз. Например, 1 июля 1944 года на обложке был опубликован рисунок «Объединение наций». На нем были изображены американский орел, китайский дракон, русский медведь и британский лев. В журнале были также опубликованы сотни иллюстраций и карикатур Р. Ирвина. Кроме этого, разработал элегантный дизайн журнала, известный как «стиль Ирвина».
Близкий по духу редактору Г. Ирвину был также карикатурист О. Соглоу (1900-1975), который специализировался в линейном упрощенном рисунке. Его карикатуры из серии «Маленький король» начали выходить в воскресном цветном приложении к журналу «The New Yorker». Однако большинство этих рисунков казались Г. Россу слишком наивными, недостаточно утонченными. Тем не менее, О. Соглоу продолжал до конца жизни рисовать своего Маленького короля, который стал весьма популярен в США.
Одного за другим Г. Росс начал привлекать к сотрудничеству в журнале талантливых американских карикатуристов, таких как Х. Хопкинс, А. Петерс, Г. Прайс, Г. Уильямс, Г. Ри, Д. Зебер, М. Петти, К. Роуз и других.
___________________________________________________________
1. Peterson T. Magazines in the Twenties Century. – Urbana: University of Illinois Press. 1964
2. America’s Humor: From Poor Richard to Doonesbery. – New York: Oxford university press. 1978
3. Maurise H. The World Encyclopedia of Cartoons. – New York: Chelsea House. 1981
(Продолжение следует)