Маленький квиз для начала: попробуйте-ка без дополнительных поисков по сети сказать, кто же такой
SHIGERU MIYAMOTO? Сниму отсутствующую у меня шляпу перед теми, кто ответит сходу, или хотя бы в течении
10 минут. А ведь ответ по идее должен выскакивать незамедлительно, SHIGERU - самый влиятельный человек
планеты в 2008-м году по версии журнала Time. Сравните, г. Путин, чье попадание в список было преподнесено
как достижение века, не набрал и одной восьмидесятой от количества голосов, поданных за сенсэя
Майамото.
Так кто-же такой этот владыка мира, новоявленный Доктор Но? Все очень просто - SHIGERU MIYAMOTO - отец
современной видео-игровой индустрии, изобретатель и дизайнер таких игр как Марио, Легенда о Зельде и пр.
Признание MIYAMOTO в качестве мирового лидера - еще одно напоминание о том, что планета наша
лет 20 назад коренным образом изменилась, что виртуальная действительность, реализованная
средствами цифровой мультипликации вторглась в нашу жизнь надолго и всерьез. Попробуйте-ка
на несколько дней отключить серверы компании Blizzard - миллионы пользователей в десятках стран взвоют
и устроят демонстрации. Сравнимо это будет только с прекращением поставок молока или бекона...
Вряд ли кто удивляется факту, что Страна Восходящего Солнца одной из первых адаптировалась в эту новую
вселенную, мир анимационных чудовищ, электронных супергероев и оцифрованных красавиц.
(Кстати, не связано ли это с небольшими размерами реальной, "вещественной" Японии? )
В конце 90-х в стране возникла особая культура фанатов манга и аниме, для нее даже придумали специальный
термин - otaku. Otaku - человек, проводящий большую часть времени дома и контактирующий с окружающим миром
дистанционно. (Кажется это у Кобо Абе есть фантастическая повесть о подобных людях. Написано 50 лет назад!)
Феномен otaku коренным образом изменил жизнь молодого поколения японцев. Комиксы и компьютерные игры
для многих определили стиль, а иногда и смысл жизни.
Для нас же интересно, как это социальное явление повлияло на искусство страны.
Настоящим художественным мессией эпохи otaku стал плодовитый японский авангардист Takashi Murakami,
тоже кстати включенный журналом Time в заветную сотню (единственный художник в списке.)
Свой стиль Мураками именует "Суперплоским" (Superflat), намекая на двумерность мультипликационной графики
и традиционного японского рисунка, а заодно и насмехаясь над пустотой процветающей потребительской
культуры.
Одной из художественных целей Мураками является размытие границы между искусством высоким
и низким. Для решения этой задачи он использует разнообразные сюжеты из поп-культуры, ТВ шоу,
воздвигает пятнадцатиметровые скульптуры героев комиксов.
Созданная Мураками компания распространяет бесчисленные игрушки, мобильные телефоны,
майки, коврики для компьютерных мышек и пр. - причем все по ценам произведений искусства.
При этом центральный интерес художника сосредоточен на культуре otaku, потребительстве, сексуальном фетишизме.
В некотором смысле Мураками не был первопроходцем: к комиксам обращался еще классик американского
авангарда Рой Лихтенштейн, потребительские товары в выставочные залы принес Энди Ворхол.
Но подобной взрывчатой энергии, такого откровенного эпатажа американцы похоже не обнаруживали.
Впрочем судите сами:
В Версале
Hiropan (похоже Hiropan - сленговое словечко для мороженого)
Takashi Murakami родился в Токио в 1963-м году.
Посещал Токийский Национальный Универститет изящных искусств и Музыки.
Выставки:
1999 (April) Takashi Murakami’s solo exhibition “DOB in the Strange Forest” is held at the Parco Department Store Gallery in Shibuya.
2001 (January) Takashi Murakami curates the “Superflat” exhibition at the Museum of Contemporary Art, Los Angeles;
(August) Takashi Murakami solo exhibition "Summon Monsters? Open the Door? Heal? Or Die?" is unveiled at the Museum of Contemporary Art, Tokyo.
2008
(October 29 - February 11, 2008) Murakami retrospective at The Geffen Contemporary at MOCA in Los Angeles, California.
(April 5 - July 13, 2008) Murakami at the Brooklyn Museum in Brooklyn, New York.
(May 3 - June 14, 2008) New paintings at the Blum & Poe Gallery in Los Angeles, California.
См. также публикацию Виктора Богорада об этом художнике по адресу:
viewtopic.php?p=52588#52588
Ссылки:
http://www.time.com/time/specials/2007/ ... 33,00.html
http://www.takashimurakami.com/index.php
http://en.wikipedia.org/wiki/Takashi_Murakami