Виталий Песков, (1944-2002)
Родился.12 мая 1944, проучился один курс в Текстильном институте, затем 5 курсов в Полиграфическом, три года отслужил в армии, затем начал печататься в журнале «Смена», был художественным редакто-ром газеты «Литературная Россия», но более всего стал известным публикациями в Клубе 12 стульев «Литературной газеты», за которые единственным их карикатуристов стал дважды лауреатом премии «Золотой теле-нок». Художник - постановщик мультфильмов "Ковбой в городе", 1974, "Пиф-паф, ой-е-ей", 1980, 18 международных премий.
Как вспоминал сам художник - огромное влияние на выбор про-фессии оказали его детские впечатления от посещения манежа КВОКШ - Краснознаменной Высшей Офицерской Кавалерийской Школы на Фрун-зенской набережной, где его отец был инструктором верховой езды. Туда регулярно приходили профессиональные художники на эскизы- наброски лошадей с натуры и маленький Виталий часами засматривался на их рабо-ту.
У Пескова (как он говорил совсем недавно) пятьдесят тысяч ри-сунков. Рекорд! Гора!! Как у всякой горы у этого массива картинок есть подножье, склоны, вершина. У Пескова есть веселые, есть смешные, есть грустные, всякие есть, даже трагические. Они расположены по всей «го-ре» по мере возрастания «силы тяжести» - силы воздействия на зрителя, степени сопереживания зрителем. Но нет среди них бездарных. Это свой-ство автора производить только талантливые вещи ничем, как уникально-стью назвать нельзя.
Песковский герой постоянно попадает в идиотические ситуации, предлагаемые жизнью, но он не только не теряет самообладания, он из каждой ситуации находит парадоксальный выход. Он неуязвим, так как обладает ироническим восприятием действительности. В своих тысячах и тысячах рисунков про простого мужика Николая Песков создал гимн удивительно живучей русской душе, своеобразному менталитету на совет-ском и постсоветском пространстве, которому «все до лампочки».
Песков – непревзойденный мастер визуализации вербальной на-родной культуры. У него удивительно тонкий слух на новый официаль-ный лозунг, расхожее выражение, анекдот, пословицу, поговорку. Даже в привычном «не забуду мать родную» Песков находит парадокс. Не пере-стаешь удивляться и восхищаться его умению увидеть, распознать, обна-ружить даже в заборной надписи некое новое послание. В том, что для ав-тора нет ничего святого, что автор подвергает сомнению все и вся, профа-нирует любое утверждение, любой социальный постулат, догму, парадиг-му… в этом редком и опасном даре Пескова и есть воплощение главного предназначения сатирика. Смех и ирония часто остаются последним и са-мым действенным оружием для личности перед монстром социума.
Для определения работы юмориста давно стала точной и популярной серия рисунков Херлуфа Бидструпа, где злой и удрученный автор мучается над своим новым произведением, мучает домашних, любимую собаку. И вот кульминация - автор на сцене … и весь зал заливается от хохота во время прочтения новой миниатюры. Очень точная картина творчества юмориста. Но только не для Пескова. Никто их авторов «новой карикатуры» не продуцировал так спонтанно, так легко свои картинки. Как он сам часто говорил - «одной левой», рисуя всю жизнь левой рукой.
«Материалы статьи разрешается использовать в соответствии с лицензией GNU F