Борис Ефимов (Борис Ефимович Фридлянд)
Родился 15 (28) сентября 1900 г. в Киеве. Родители — Фридлян-ды, Ефим Моисеевич (1860 г. рожд.) и Рахиль Савельевна (1880 г. рожд.).
Начал рисовать с пяти лет. После переезда родителей в Белосток поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис иллюстрировал. В 1915 году он оказался в Харькове — шла война, и русские войска были вынуждены оставить город Белосток.
В 1917 г. Борис Ефимов был учеником 6-го класса Харьковского реального училища. Перейдя в седьмой класс, он переехал в Киев. В 1918 году в киевском журнале «Зритель» появились первые шаржи Бориса Ефимова на Блока.
В 1919 году Ефимов стал одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины. Первая карикатура в газете "Красная армия" в 1919 году в Киеве. С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста вгазетах «Коммунар», «Большевик», «Вiсти», руководите-лем отдела изобразительной агитации Юг РОСТА в Одессе. С 1922 г. художник переезжает в Москву, где сотрудничает с газетами «Правда» и «Известия», с журналом «Крокодил».
С 1966 г. Ефимов — главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат». Автор политически злободневных карикатур на международные темы.
Вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Кукрыниксами создал в мировой культуре абсолютно уникальный феномен — «положитель-ная сатира». Активно участвовал своим творчеством во всех политических провокациях сталинского режима и советской власти — разоблачение мнимых «врагов народа», кампании космополитизма, против генетики, маршала Тито, «дело врачей», против деятельности зарубежных радиостанций, против Солженицына и т. д. Будучи в течение десятилетий Председателем Комиссии по сатире при Президиуме правления Союза худож-ников СССР, членом редколлегии журнала «Крокодил», секретарем Союза художников, активно боролся против новой генерации отечественной карикатуры.
"Само собой разумеется, что.... совершенно недопустимы такие карикатуры, в которых нет ничего, кроме "зубоскальства", рисунки, мягко говоря, бестактные, способные только оскорбить и унизить человека..."
"Мы видим, как ряды карикатуристов пополняются молодыми способными художниками, вносящими что-то свое, новое, индивидуальное. Конечно, не все из них в полной мере понимают сложности и ответственность сатирического жанра. Не будем скрывать, что некоторым он представляется чем-то несерьезным, легко доступным. Такие "карикату-ристы" вряд ли придут к большим успехам".