Самсон в парикмахерской у товарища Далилы. Рисунок для журнала "Будильник", 1917, №18
Эпиграф: "Предполагается введение ограничения процента на военную прибыль". Подпись: "Товарищ, стригите, только осторожней. Не очень коротко, и тише с головой, ради Бога, тише!"
Художник перефразирует библейский сюжет о Самсоне, утратившем свою сверхъестественную силу после того, как филистимлянка Далила отрезала ему волосы, бывшие источником его могущества.
Карикатура обнажает мотивы поступков буржуазного Временного правительства, которое, борясь за единовластие весной 1917 г., старается при этом не предпринимать никаких революционных мер в экономике и хозяйстве, находящихся в состоянии кризиса. За годы первой мировой войны экономика России была истощена ростом военного производства (2/3 всей промышленной продукции шло на военные нужды), что породило товарный голод, дороговизну и спекуляцию. В то же время русские промышленники получали огромные прибыли от военного производства и поставок. 19 апреля 1917 г. Временное правительство приняло предложение министра торговли и промышленности Коновалова об ограничении на время войны предпринимательской прибыли, акт, который сам Коновалов назвал "доказательством готовности торговли и промышленности нести всевозможные жертвы для общего блага", что важно для "смягчения доброжелательного отношения к торгово-промышленному классу".
Вот почему так фамильярно уверен в кресле у "парикмахера" (Коновалов) длинноволосый "клиент" (вероятно, это П.П.Рябушинский, один из восьми братьев Рябушинских, русских промышленников и банкиров, - лидер русской контрреволюционной буржуазии, заправлявший делами Военно-промышленного комитета), ведь он знает, что меры Временного правительства половинчаты и не затронут основных доходов предпринимателей.